Палочная система. Почему не стоит скучать по советской школе

Можно ли считать образование хорошим, если от него остаются травмы на всю жизнь.

Фото: Блог Гродно s13
Фото: Блог Гродно s13

Против реформы образования высказываются разные люди. И простые родители нынешних первоклассников, и маститые профессора не видят причин что-то менять и в качестве примера показывают на себя. Они же отучились в советских школах, получили солидные знания, значит, та система была эффективной. А когда появились новости о катастрофе с ВНО по математике, это стало еще одним поводом сказать: "какую школу прос*али!".

С годами детали прошлого стираются, и в памяти остаются только самые яркие эпизоды. Кто-то помнит красивые бантики и любимого учителя, кто-то – первую двойку. Такие воспоминания есть и в моей семье.

Вот моя мама – училась в 1960-е, в обычной сельской школе, затерянной в лесах Черниговщины. Мама вспоминает, что в первом классе, когда ученики недостаточно старательно выводили буквы в тетрадках, учительница била их указкой по пальцам. Указка была деревянной и длинной, метровой. Так что детей, которые сидели на первых партах, она била по головам, не вставая из-за стола. До сих пор школа является самым страшным кошмаром мамы. Бывает, встает она утром и говорит: "Сегодня снова сдавала экзамен, и ничего не знала. Сидела за партой и плакала, глядя в чистый лист".

А вот уже 1980-е, я хожу в обычную школу в райцентре, куда переехала наша семья. Училась я в единственном на потоке украинском классе, детей туда определяли по остаточному принципу, и в школе нас так и называли – "отбросами". У меня была одноклассница Вика, милейшая, тишайшая девочка, но училась плохо. Особенно ей не давались точные науки. И когда она выходила и ничего не могла ответить по химии, учительница хватала ее за волосы и била головой о доску. Прямо на уроке, перед всем классом. Кошмары об экзаменах мне не снятся, но после выпуска по своей воле я в эту школу ни разу не зашла.

Традиции советской палочной системы живы в нашей районной школе до сих пор

Вот, к примеру, учительница начальных классов – ей давно пора на пенсию, но уходить не хочет. Надо сказать, что учительница эта – гестаповского типа педагог и человек, она гордится тем, что дети в ее классах не то что шуметь, лишний раз двинутся боятся. Городок у нас маленький, все друг друга знают, и репутация этой учительницы всем известна. В прошлом году она объявила, что снова берет первый класс. Родители взбунтовались, не хотели, чтобы она учила их детей и написали заявление об этом в районный отдел образования. В ответ учительница закатила скандал в районо, и ей не смогли отказать. Несчастные дети уже год у нее отсидели, и дальше будут учиться сидеть тихо и не шевелиться.

Наверняка советское образование было хорошим, оно давало фундаментальные знания и широкий кругозор. И в то же время советские школы учили покорности, выпускали людей, которые всегда и всего боятся и знают свое место. Эти традиции советского образования нельзя и опасно сохранять, и не только потому, что в нынешнем мире наибольший спрос на креативность и предпринимательство.

Палочная система по сути отменяет человечность и видит в ребенке только автомата, который должен правильно выполнять задачи. Такой опыт калечит и травмирует людей. И как бы мы ни оценивали новшества Новой украинской школы, если она будет человечнее, гуманнее по отношению к ребенку, это будет большим шагом вперед.