Украинский пациент. Почему МВФ не готов строить планы в отношении Киева дальше 2019 года

Украина может стать Исландией,которую мы знаем сейчас,  или превратиться в "североатлантическое Сомали"

Фото: GettyImages
Фото: GettyImages

Пресс-служба МВФ подтвердила информацию о том, что после длительных переговоров фонд таки нашел формат дальнейшего сотрудничества с Украиной, который удовлетворит обе стороны.

Проблема заключалась в том, что действующая программа расширенного сотрудничества EFF, подписанная сторонами в 2015 году, почила в бозе. Несколько лет фонд менял свои деньги на реформы, почти как конкистадоры обменивали в Мексике стеклянные бусы на золотые украшения.

Но в 2016-м то ли МВФ дошел до болевого порога нынешнего политического истеблишмента, то ли эластичность украинской программы реформ достигла своего предела. В результате из $17,5 млрд, обещанных нам в течение четырех лет, мы получили лишь $8,7 млрд, то есть половину.

Обе стороны срочно начали искать новый, более упрощенный формат сотрудничества, которым стал неоднократно опробованный stand-by (SBA). Напомним: он предполагает, что ситуация в экономике настолько плоха, что ни о каких системных и структурных реформах речь не идет. Главное — день простоять да ночь продержаться.

Именно поэтому, если в EFF были всесторонние требования, начиная с внедрения рынка сельскохозяйственной земли и заканчивая созданием единого реестра государственных предприятий, то в программе stand-by все просто: рост тарифов на природный газ до уровня импортного паритета, а также принятие сбалансированного бюджета с дефицитом не более 2,5%.

Если в расширенной программе максимальная концентрация оставалась за статьями, касающимися борьбы с коррупцией, то в новой модели ключевое условие — экономия бюджетных ресурсов и блокирование предвыборного социального популизма. МВФ требует фискальной консолидации, снижения инфляции, реформы налоговой системы в части объединения фискальной и таможенной служб, сокращения удельного веса государственной банковской системы.

МВФ — это организация международных кредиторов, и их ключевая задача никогда не находилась в сфере стимулирования динамичного роста нашей экономики.

Погрузить в формалин стабильности — да, заспиртовать для мирового рынка капитала как занятный образец кунсткамеры — да

Но не динамичный рост, который всегда является источником развития или причиной нестабильности.

Кстати, в 2014-м у нас как раз реализовывалась программа stand-by. В следующем году риски для украинской экономики будут соразмерными: два напряженных политических цикла, сумасшедший трек выплаты внешних и внутренних долгов. В данном контексте для МВФ главное, чтобы у победителя президентской гонки на волне воодушевления народным доверием не вырвалось "а давайте сделаем, как в Исландии".

Эта страна в свое время тоже стояла перед выбором: отдавать долги десятки лет или сформировать будущее для своего народа. Проще говоря, стать той Исландией, которую мы знаем сейчас, или превратиться в "североатлантическое Сомали". Исландцы выбрали путь отказа от старых долгов и конституционного ограничения на принятие новых.

Чтобы подобное не случилось в Украине, в рамках новой программы в течение 14 месяцев (то есть до конца следующего года) МВФ планирует выделить нам порядка $3,9 млрд. Этих ресурсов хватит на погашение примерно 40% текущих платежей. Использовать их будут косвенно — деньги пополнят резервы НБУ, тот сможет продать валюту Минфину.

Средства зайдут несколькими траншами. Первый из них, $1,9 млрд, до конца этого года, так как главное условие МВФ — поднятие цен на природный газ для населения и предприятий теплокоммунэнерго — мы уже выполнили. Осталось принять сбалансированный бюджет, и транш у нас в кармане.

Это разблокирует помощь и от других международных финансовых организаций, а также откроет путь к мировым рынкам капитала, где Минфин сможет занять до $1 млрд. Можно и больше, но плата будет несоизмеримо высока: в преддверии кризиса на рынках развивающихся стран даже Турция занимает под 7%.

В целом окончание EFF и переход на SBA — однозначно шаг назад. Но это полезно в плане преодоления нашей извечной болезни — солипсизма, когда мы думаем, что весь мир вертится вокруг нас. Нет, не вертится. При этом МВФ может давать деньги на развитие, если верит в его перспективы — примеров тому много. Но в отношении нашей страны окно ожиданий пока ограничено 2019 годом и базируется на желании поддержать жизненно важные функции пациента Украина.