Русь параноидальная. Кого пугает Россия оборонительными эшелонами на границах

Кремль рассматривает попытки защититься не как проявление страха перед ним, а как проявления агрессивной русофобии

Фото: Pikabu
Фото: Pikabu
Related video

В случае вступления Украины и Грузии в НАТО России придется "выстраивать оборонительные эшелоны" на своей южной границе и переносить туда "острие наших оборонительных построений". Если судить лишь по прямому смыслу этого высказывания, то, вроде бы, они могут напугать только российского налогоплательщика.

Но сказал это Директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД России — так что, очевидно, в самой Москве это воспринимают как месседж европейцам, и месседж угрожающий. Более того, это воспринимают как месседж украинцам и грузинам. Поскольку под "оборонительными построениями" подразумеваются армейские группировки. И, несомненно, наступательные.

Ту может возникнуть естественный вопрос: неужели в России действительно надеются запугать европейцев, а тем более украинцев и грузин "обострением отношений" после всего, что сделали с Грузией и Украиной?

Да, надеются.

Помню, году в 2000-м я разговаривал в Москве с ментом на общеполитические темы. Он жаловался на то, что Россия окружена врагами и, в частности, страны Балтии вооружаются и вступают в НАТО. "Против кого это? Против нас!".

Я высказал, вроде, очевидную мысль, что соседние страны — такие же государства, как и Россия, и что если у России есть армия, то они, конечно, хотят иметь и свою армию для защиты от ее армии и т. п. Но как ни естественна эта мысль, она моего собеседника поразила, и он воскликнул что-то вроде "а ведь и правда!".

Просто он никогда не рассматривал вопроса с точки зрения "другого". В мире, в котором он сформировался, его родина была миролюбива по определению. Она вообще была оплотом мира во всем мире. От нее не могло исходить никакой угрозы. Если она вооружалась — это свидетельствовало о ее готовности дать отпор агрессору. А если вооружались ее ближние и дальние соседи — это свидетельствовало об их агрессивных замыслах.

Примерно в то же время моя знакомая встретила в Германии старушку, которая умудрилась в чистейшем виде пронести через десятилетия свою детскую убежденность, что во Второй мировой войне Германия только защищалась. Никто в ее фатерлянде не хотел войны. Англия и Франция напали на нее, выставив в качестве предлога то, что Германия решила наказать Польшу за ее наглые провокации. А что касается нападения на СССР, то это была превентивная война против ужасной, агрессивной большевистской империи.

Легко сказать, что советский обыватель был зазомбирован государственной пропагандой и жил в ее фантомном мире. Проблема в том, что (как это знает любой мошенник и любой пропагандист) человека невозможно заставить поверить в то, во что он верить не хочет.

И немецкий, и советский обыватель, как и всякий обыватель, не склонен к рефлексии, в том числе национальной. Он естественным образом хочет верить, что "мы" — самые лучшие, что "мы" всегда и во всем правы по определению, что "наши" интересы — не просто интересы одного из игроков на мировой арене, но требования Вечной Справедливости и т. д. и т. п. Именно на этом и играла геббельсовская и советская пропаганда, создавая чрезвычайно удобный и комфортный для обывателя мир.

Мирок немецкого обывателя рухнул под ударами реальности в 1945 году. Мирок советско-российского обывателя дал трещину, но устоял. Более того! Эта трещина вызвала нечто вроде психологической защитной реакции. Нынешний путинский агитпроп, до известной степени, ставит все на привычные для обывателя места. Россия вновь — оплот света и добра, со всех сторон окруженный врагами.

Не всегда осознаваемая проблема состоит в том, что такая картина — лишь до известной степени циничная манипуляция пропагандистов. Люди, которые стоят во главе России, тоже сформировались в СССР, более того, они сформировались в самой советской изо всех советских организаций — в КГБ. Такого рода представления вбиты в них прочно.

Это глубже, чем идеология — это менталитет

Судя по всему, они действительно не понимают, что в глазах соседей могут представлять угрозу. Даже после того, как они напали сначала на Грузию, потом на Украину. Ведь они только преследовали там свои законные интересы! И они лишь защищались: Грузия и Украина повели себя "недружественно" со своими южноосетинско-бандеровскими происками. А вот если бы они "дружили" с нами, у них не было бы никаких проблем. В России из этого выводят такую мораль: дружите с Россией, и все у вас будет хорошо! И просто не могут себе представить, что из тех же событий можно вывести прямо обратную мораль: "защищайтесь от России, если хотите, чтобы у вас все было хорошо!"

И в этом секрет типовой реакции Кремля на любой шаг, который предпринимается, чтобы защититься от России как от потенциального агрессора. В ответ следуют угрозы. Кремль рассматривает такие попытки не как проявление страха перед ним, а как проявления агрессивной русофобии.

И эти попытки лишний раз подтверждают параноидальную картину мира, царящую в Кремле, согласно которой Русь изначальная всегда была и будет окружена врагами, смысл жизни которых состоит в ее уничтожении.