Морской узел. Незамеченная победа Украины на дипломатическом фронте
Иногда в разгар необъявленной предвыборной кампании случаются события большой важности, которые несут выгоду всем – и власти, и оппозиции, и рядовым гражданам, не знающим, к какому лагерю себя причислить
Было такое и в октябре. Но мы не томос имеем в виду в данном случае, не предоставление автокефалии украинской православной церкви, а заседание Совета Безопасности ООН 30 октября, повестка которого формировалась по настоянию украинской стороны.
Всем известно, что Совбез ООН та еще говорильня, а присутствие среди постоянных членов Российской Федерации, использующей право вето, собственно, служит дополнительным доказательством существования такого уничижительного термина такого высокого собрания. Но решение собраться для обсуждения – и последующего осуждения – провокаций Кремля в акватории Азовского моря, а также ситуации на оккупированных РФ территориях Украины дорогого стоит. Совбез ООН заседал и грозил пальчиком агрессору не в тот момент, когда рвутся бомбы и счет человеческий смертей исчисляется сотнями в сутки. Нет, Совбез ООН заседал, чтобы выразить глубокую обеспокоенность не постфактум, а в качестве превентивной меры. То есть, прогресс налицо.
Что это может означать для нас – один из вариантов ответа: Украина де-факто является частью западного мира, а не какой–то далекой колонией, которая во всех справочниках располагается рядом с Угандой. И подобные заседания, которые, по сути, ничего не решают по определению, проводятся исключительно для того, чтобы на дипломатическом языке, который для простого слуха не несет никаких смыслов, напомнить тем, кого это касается, или произнести впервые: не твое, не тронь.
Заместитель Генерального секретаря ООН по политическим вопросам Розмари Дикарло прочитала заранее подготовленный текст, предупредив заинтересованную сторону о том, что "ООН следит за информацией о росте напряженности в Азовском море, которая негативно влияет на общую атмосферу в регионе. Мы подчеркиваем необходимость избегать риска эскалаций, провокаций и просчетов".
Слово и дело: за несколько дней до заседания Совбеза ООН, который, как и ожидалось, ограничился выговором без занесения в учетную карточку (но и за это – большое человеческое спасибо), Европейский парламент по тому же поводу принял резолюцию, в которой содержится призыв к Европейской комиссии усилить секторальные санкции в отношении РФ. Евродепутаты обратились также к НАТО с просьбой направить военные корабли в Азовское море для обеспечения безопасности в регионе.
Совбез ООН заседал, чтобы выразить глубокую обеспокоенность не постфактум, а в качестве превентивной меры. То есть, прогресс налицо.
Для Совбеза ООН Украина де-факто является частью западного мира, а не какой–то далекой колонией, которая во всех справочниках располагается рядом с Угандой
А в Украине, где как раз отмечается эскалация напряженности, тем временем официальные лица регулярно выступают с предостережением: ни в коем случае не прекращать в одностороннем порядке действие договора с РФ о сотрудничестве и использовании Азовского моря и Керченского пролива. Заместитель министра иностранных дел по вопросам европейской интеграции Елена Зеркаль утверждает: "С точки зрения дополнительных прав Украина ничего не получит, мы можем получить новый территориальный спор с РФ относительно делимитации Азовского моря".
Ей вторит заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука. "Можно надувать щеки, пока не лопнешь, но РФ после аннексии официально объявила Крым своей территорией. Соответственно, если мы разорвем соглашение, которое действует сейчас, и перейдем в международную плоскость, то РФ объявит, с ее точки зрения это будет абсолютно логичным, 12-мильную и 24-мильную зону вдоль крымского побережья. Таким образом, Керченский пролив с обеих сторон фактически будет перекрыт этими российскими зонами".
Сложно спорить с чиновниками, которые не имеют собственного мнения, а высказывают исключительно официальную позицию. Только трудно перечислить всех политиков и чиновников, которые, начиная с начала аннексии Крыма Российской Федерацией, утверждали, что нельзя ни в коем случае денонсировать Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и РФ. По той простой причине, что этим документом 1997 года оба государства официально признают границы друг друга и закрепляют принципы стратегического партнерства и уважения территориальной целостности.
Но после того, как 6 сентября 2018 года Совет национальной безопасности и обороны утвердил решение не продлевать действие договора, срок действия которого истекает 31 марта 2019 года, а 17 сентября президент Петр Порошенко подписал соответствующий указ, ни один из сторонников сохранения в неприкосновенности старого договора не высказался в пользу подписания нового, в котором официально признавались бы границы Украины и РФ и закреплялись бы принципы стратегического партнерства и уважения территориальной целостности обоих государств.