Казус Привата. Что ждет украинские госбанки в будущем
Власть прекрасно осознает разрушительную силу заложенной в 2016-м "финансовой нейтронной бомбы"
Процесс очистки банков в 2014–2015 годах привел к появлению квазигосударственной банковской системы, которая крайне неэффективна и чрезвычайно токсична в плане будущей активации финансовых рисков
ПриватБанк заявил о начале программы реструктуризации кредитов населения и малого и среднего бизнеса. Первый пул кредитов, подлежащих реструктуризации, составит 87,7 млрд грн.
На начальном этапе в работу пустят порядка 300 тыс. кредитных договоров на сумму около 48,5 млрд грн, причем "тело кредита" в стартовом пуле составляет лишь 12,3 млрд грн, а начисленные платежи (проценты, пеня, штрафы) — 36,2 млрд грн. Старт программы намечен на конец ноября. В реструктурированный кредитный пул попадут займы номиналом от 5 тыс. грн до 300 тыс. грн.
Чтобы воспользоваться программой, заемщик должен будет погасить 15% от суммы реструктуризации, а взамен получить более длительные сроки погашения, ставку по гривневым кредитам в диапазоне 13–16% годовых и 0,01% — по валютным (доллары и евро). Кроме того, всем будет предложена возможность конвертировать валютные кредиты в гривневые.
В сумму реструктуризации будет включено непогашенное "тело кредита", а также часть начисленных, но не уплаченных процентов (какая именно часть — установит банк в зависимости от типа кредита). Зато из суммы реструктуризации исключат все начисленные штрафные санкции в виде штрафов и пени, а они зачастую достигают размера основной задолженности. Сумму указанных прощенных долгов банк оценивает на старте программы в 5,7 млрд грн.
Для финансовой системы страны это шанс частично понизить токсичность активов крупнейшего госбанка и ослабить кредитное давление на население и предпринимателей — клиентов финучреждения. Для нас же — возможность рассмотреть роль госбанков в будущем.
Если кризис 2008 года амортизировали в основном банки с иностранным капиталом, а кризис 2014–2015-х — финучреждения с украинским капиталом, то будущая турбулентность на рынке капитала целиком и полностью придется на сектор госбанков и вся финансовая нагрузка неминуемо ляжет на Минфин, ведь именно он в настоящее время единственный собственник того же ПриватБанка.
Как показывает практика, даже небольшая паника на финансовом рынке приводит к оттоку 20–30% средств банка. Применительно к ПриватБанку речь будет идти о 45–55 млрд грн, и таких ресурсов у государства сегодня нет. По сути, мы стали свидетелями создания бомбы замедленного действия, когда любое политическое либо экономическое осложнение может активировать таймер "на взрыв" и сегмент госбанков может превратиться в реинкарнацию Сберегательного банка СССР.
Нынешнее руководство Привата — это по сути бобслейный экипаж
Его задача лишь правильно маневрировать, без особого влияния на траекторию движения, которая уже задана в 2016 году. В этих условиях максимально правильная тактика — "делай что должно и будь что будет".
Именно поэтому была инициирована реструктуризация части кредитного портфеля банка, ведь это может хотя бы частично снизить уровень общей токсичности. В результате проведения реструктуризации финучреждение планирует вернуть на первом этапе 3,5 млрд грн, или 21% суммы отобранной клиентской задолженности. Это примерно 1,8% от кумулятивных убытков банка, то есть с такими темпами ему придется провести еще как минимум 50 подобных реструктуризаций, но это чисто теоретически, ведь по мере отбора кредитов их качество будет ухудшаться, а процент кешбэка снижаться.
Наиболее тревожна в этой связи неопределенная судьба закона о полном гарантировании государством вкладов населения в государственных банках. Напомню, он был принят сразу после национализации Привата для погашения панических настроений вкладчиков. Согласно Конституции, у президента есть 15 дней на подписание закона или его ветирование.
Но указанный выше законодательный акт так и не был возвращен в парламент. Но и не был должным образом опубликован. На все письменные запросы приходили весьма невразумительные ответы, хотя президент и заявил, что закон вроде как подписан.
Тем не менее отсутствие его публикации говорит лишь о том, что требования Конституции нарушены, а государственные гарантии по вкладам населения не вступили в действие; и на сайте ВРУ статья 57 закона о банках и банковской деятельности до сих пор в старой редакции и гарантии государства распространяются лишь на Ощадбанк.
А это значит, что власть прекрасно осознает разрушительную силу заложенной в 2016-м "финансовой нейтронной бомбы"…