Праймериз для Яценюка. Зачем политически воскрес главный народный фронтовик Украины
По всей Украине появились билборды с экс-премьером
Увидел билборды экс-премьера Арсения Яценюка, славящие язык, кино и песню, это напомнило мне о чудесах омоложения, приведенных в книге Иштвана Рат-Вега "История человеческой глупости".
Одно из них — случай с княгиней-монахиней Монвьедро. Ведущая добродетельную жизнь девица отметила столетний юбилей, когда на нее вдруг снизошла благодать господня. Вновь выросли зубы, седые волосы претворились в черные, а желтизна лица, напоминающая пергамент, сменилась розовой свежестью. Все это настолько поразило саму праведницу, что она даже устыдилась случившихся метаморфоз. Не в последнюю очередь потому, что они спровоцировали поток любопытных, хлынувших в обитель, дабы узреть чудо.
Что стало с сеньорой Монвьедро дальше, автор умалчивает. Поэтому извлечь из этого какие-то дополнительные параллели с политическим воскрешением Яценюка абсолютно невозможно.
Зато сразу можно отметить отличия. Арсений Петрович решил не ждать целый век операцию палингенеза, по-другому — нового рождения. И ему за него не стыдно. Хотя, спародировав столь явно триаду Порошенко "Армия! Язык! Вера!", он и сам получил на свою голову кучу сетевого троллинга. На фотожабах текст слогана варьировался от неузнаваемого (и чересчур уж физиологичного) "Облысение не приговор!" до узнаваемого, но с иной концовкой: "Украинский язык, кино, вареник, борщ!"
Если у кого-то сложилось впечатление, будто политтехнологи тупо подставили Яценюка, на это можно возразить. Во-первых, неудачные плакаты — это не то рок и судьба экс-премьера, не то его особая фишка. "Спасем страну. Арсений", коричневые в полоску, были не лучше в 2009-м. А во-вторых, Оскар Уайльд однажды сформулировал: "Если неприятно, когда о тебе говорят, то еще хуже, когда о тебе совсем не говорят". Почти для любого политика это символ веры. Особенно для того, которого могут вспомнить, лишь наморщив лоб и почесав затылок.
То, что дело обстоит именно так, подтверждает один из ближайших товарищей Арсения Петровича по партии, вспоминая забавную ситуацию на праздновании 100-летия народного вече в Черновцах, где присутствовали Яценюк и Аваков. Когда на сцену вышел Иво Бобул, он удивился: "Я-то думал, что он десять лет как умер, а вот живехонький стоит... Аналогичная ситуация с "Народным фронтом". Люди забыли, что мы есть, что есть такой Яценюк. Нужно напоминать".
Довольно странная ситуация, если вдуматься. На досрочных парламентских выборах 2014-го, если кто помнит, "фронтовики" на общегосударственном многомандатном округе набрали больше всех голосов, перевалив за 22%. Даже БПП им проиграл (хотя в целом с учетом одномандатников все же вышел вперед и получил самое большое количество кресел в Верховной Раде).
Сегодня же рейтинг политсилы Яценюка, как показывают соцопросы, колеблется на уровне математической погрешности, не превышая 1%. На вопрос о будущем "НФ" Сергей Гайдай, политтехнолог, занимавшийся его избирательной кампанией четыре года назад, отвечает категорично: "Я его не вижу". И добавляет: "Я думаю, что они даже не решатся выдвигаться на выборы. Думаю, что разные группы, из которых состоит "Народный фронт", так или иначе постараются интегрироваться в другие политические проекты".
Тем не менее Яценюк, как выразился Сергей Лещенко, "массово вышел наружу". Почему? И зачем?
Если не считать поездок в регионы (не слишком интересных для всеукраинских медиа) и выступлений на третьеразрядных каналах, главным информационным поводом, из-за которого Яценюка еще помнят в лицо, является уголовное производство. 17 октября Соломенский районный суд Киева обязал НАБУ открыть его в отношении экс-премьера и министра юстиции Павла Петренко.
Им инкриминируется: злоупотребление служебным положением; растрата; легализация доходов, полученных преступным путем; служебный подлог; уклонение от уплаты налогов. Едва эта информация стала достоянием СМИ, украинцы получили удовольствие лицезреть пресловутые билборды. Совпадение? Если да, то уж точно не из тех, в которые народ свято верит. Больше все смахивает на ответный шаг Яценюка, адресованный Банковой, хозяин которой сыграл существенную роль в политической биографии Арсения Петровича. В том числе и в его "добровольной" отставке с поста главы Кабмина, которая протекала в полном соответствии с поговоркой: "Мене прохали, в спину пхали, випхнули, то я й не захотів".
При раскладах, возникших сегодня, Яценюк мог решить: раз меня начинают прессовать, то я отвечу тому, кто может быть к этому причастен
При раскладах, возникших сегодня, Яценюк мог решить: раз меня начинают прессовать, то я отвечу тому, кто может быть к этому причастен. И тут, пожалуй, стоит согласиться с уже упомянутым Сергеем Лещенко: "Борды придуманы для единственного зрителя — Петра Порошенко… По сути Яценюк, развесив рекламу, намекает, что может пойти на выборы, и пары процентов, которые он наберет, как раз недосчитается Порошенко для выхода во второй тур".
По данным "Украинской правды", сразу после появления билбордов между Петром Алексеевичем и Арсением Петровичем состоялась беседа. "В какой-то момент разговора, — пишет издание, — президент возмутился: "Ты что, кампанию ведешь?" Чтобы заставить собеседника нервничать, Яценюк ответил утвердительно".
Ну, допустим, что это действительно так. Может ли экс-премьер рассчитывать на успех в гонке за пост президента? Может ли он "вновь родиться"? Вряд ли. Однако термин "палингенез" означает и другое. В построениях немецкого философа Артура Шопенгауэра это теория о том, что воля человека никогда не умирает, но проявляет себя опять в новых индивидах. Возможно, политсила Яценюка с его личного благословения сделает ставку не на него, а на другие фигуры из своих рядов. Например, на первого замглавы фракции "НФ" Андрея Тетерука. На тех людей, за кем тянется меньше негатива. Такие идеи обсуждались. Однако будут ли они реализованы на практике, страна узнает не раньше начала следующего года. Собственно, об этом на днях заявил Максим Бурбак, главный парламентский "фронтовик": "Вопрос участия кандидата от "Народного фронта" в выборах президента будет решаться в январе 2019 года".
Для самого Арсения Петровича этот этап, похоже, не больше, чем своеобразные праймериз. Главные его битвы, вероятнее всего, будут перенесены на осень, когда состоятся выборы в Верховную Раду. Сейчас же (с учетом его нынешних политических потенций) притязания могут выглядеть гораздо скромнее: потрепать нервы Порошенко, возможно, "испортить ему обедню" и проиграть так, чтобы это не было позорным разгромом.
- ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Убрать Тимошенко. Как Порошенко может остаться у власти
Дело тут не только в личных амбициях. Отправляться на парламентские выборы после провала на президентских абсолютным аутсайдером означает либо надолго вывалиться из активной политики, либо оказаться в унизительной роли просителя при бывших друзьях и соратниках.
Обе указанные перспективы вряд ли могут устроить "фронтмена".
Этот материал — часть сериала Президентские выборы-2019, в котором мы собираем все мнения о политических технологиях, кандидатах и их программах, последние новости и рейтинги, а также наши аналитические статьи.
Со всеми материалами автора можно ознакомиться здесь.