Томление томосом. Почему Константинополь затягивает процесс предоставления автокефалии

Фонар занял выжидательную позицию совершенно сознательно

Фото с сайта Союз православных журналистов
Фото с сайта Союз православных журналистов

Ситуация с предоставлением Украине Томоса об автокефалии чем-то напоминает сюжет романа "Татарская пустыня" итальянца Дино Буццати. Там молодой офицер Джованни Дрого, отправляется в далекую крепость в готовности дать бой татарским ордам.

Проходит год за годом. Тяжелое, как литой свинец, ожидание мифических врагов, которые вот-вот должны появиться из пустыни и с которыми предстоит вступить в схватку, так и остается предвкушением несбывшегося события. Дрого стареет. Его увольняют. Он умирает. Вера в возможность подвига похоронена в лучших кафкианских традициях.

От такого, впору сказать, трагического поворота повестка дня украинского Томоса отличается разве что тем, что у нас, во-первых, счет пока что идет не на годы, а на месяцы. А во-вторых, когда громко проанонсированное событие не происходит, нам объясняют, прочему этого не случилось, а главное – почему то, что случилось, и есть именно то, чего мы ожидали. Трехдневный Синод Константинопольского патриарха в Стамбуле с замечательной точностью повторил весь этот знакомый алгоритм.

Накануне него в СМИ вовсю обсуждали то, что Синод "должен" будет сделать: утвердить Томос и сообщить о дате заседания Объединительного собора в Украине, на котором объявят о создании единой православной церкви и выберут ее предстоятеля.

Но произошло нечто иное. По завершении высокого собрания к готовым раструбить всемирную сенсацию журналистам вышел пресс-секретарь Вселенского патриарха и раздал англоязычный пресс-релиз. Где Украине посвящен единственный пункт: "В контексте ранее принятого решения Вселенского патриархата предоставить автокефалию Украинской церкви, и в ожидании выдачи Патриаршего и Синодального Томоса, святой и священный Синод подготовил устав Украинской церкви".

И тут пошли комментарии.

Президент в специальном телеобращении сказал: "Принято историческое решение о создании автокефальной Украинской православной церкви. Утвержден текст Томоса о предоставлении независимости Украинской церкви. Также принято решение о созыве Объединительного собора. Дату его проведения вскоре объявит Вселенский патриарх Варфоломей". Все.

Как-то так и подмывает спросить: Ну, а че сразу-то не объявил? Не за этим, что ли, собирались?

Замглавы АП Ростислав Павленко высказался оптимистично и загадочно по другому поводу: почему Томос "сейчас не является публичным документом". Оказывается, "потому что он передается избранному предстоятелю". А его-то и нет. Будет после Собора.

Вопрос: когда же состоится Собор? – можно считать заведомо неприличным. Потому что он возвращает нас чуть ли не на исходные позиции. И наша отечественная "Татарская пустыня", таким образом, превращается уже в "День сурка", как будто мы попали во "временную петлю", из которой безумно сложно найти выход.

Вразумительно пояснить, почему все происходит именно так, довольно трудно. Однако понятно, что Фонар занял выжидательную позицию совершенно сознательно. И если раньше можно было говорить о том, что Константинополь опасается поссориться с Москвой, то на нынешней стадии конфликта между этим двумя патриархиями, да еще после того, как Варфоломей совершенно "недружественно" распустил Архиепископство РПЦ в Западной Европе, отменив Патриарший Томос 1999 года, причина уже кажется замкнутой на саму Украину.

Не секрет, что между двумя церковными иерархами Филаретом (УПЦ КП) и Макарием (УАПЦ) есть трения относительно будущего устройства поместной церкви. В частности, они касаются устава. Предложение Макария было – обсудить устав заблаговременно, а затем вынести проект на Собор. Филарет же планировал все решать на Соборе, без предварительного согласования.

Варфоломей поступил как сюзерен, вассалы которого чересчур расшалились: устав пришел сверху. Что, возможно, снимает некоторое напряжение между украинскими предстоятелями, однако одновременно демонстрирует модель взаимоотношения Константинополя с Киевом. В этом смысле казус с распущенным Архиепископством так удачно совпал во времени со всем остальным, что его воспринимаешь, как предостережение: вот что может случиться, если послушание будет нарушено.

Можно гадать на кофейной гуще, когда состоится Объединительный Собор (некоторые говорят, что в декабре), но пока сложно предположить, насколько объединительным он будет в действительности. Сегодня, например, никто точно не может назвать число митрополитов УПЦ Московского патриархата, готовых идти в украинскую автокефалию. И еще менее понятно, что это значит для планов Константинополя. И как, собственно, будут пытаться обратить в "новую веру" тех, кто пока не выказывает на этом поприще особого рвения.

Так что нельзя исключить следующее.

Драматургия Фонара, его "выдавливание по капле" решений по Томосу – это попытка выиграть время, чтобы получить более благоприятные расклады

А заодно, возможно, "выторговать" (да простит мне Господь это словоупотребление!) какие-то преференции совершенно конкретного материального толка. Что-нибудь типа Андреевской церкви.

Вообще вопросы недвижимости в процессе обретения украинской автокефалии – это то, что не может не волновать. Две важнейшие святыни – Почаевская Свято-Успенская лавра в Тернопольской области и Киево-Печерская лавра (права пользования на обе были закреплены за УПЦ МП) – ныне стали предметом раздора.

В отношении первой Минюст отменил это самое право и передал лавру в управление Кременецко-Почаевскому государственному историко-архитектурному заповеднику. В юридическом отделе церкви на это заявили, что договор от 2003 года о пользовании сооружениями лавры братией мужского монастыря "является действующим и не отмененным". Так что, мол, пользуемся и намерены делать это впредь. Но это, разумеется, не конец разговора. И легким он уж точно не будет.

А в Киево-Печерской лавре последние пару дней (аккурат, опять-таки, во время Синода в Стамбуле) – что называется, событие на событии. Вначале Минкульт устраивает инвентаризацию церковных ценностей. Проверят (сейчас будет весело!) наличие мощей в ближних и дальних пещерах лавры. 30 лет не проверяли – и вот опять!.. А буквально следом появляется информация, что СБУ проводит обыск в апартаментах предстоятеля лавры владыки Павла – и по месту проживания, и в помещениях самого монастыря.

Если вы думаете, что ищут те самые мощи, за которыми отправились в пещеры минкультовцы, так вот нет. И даже не знаменитый автопарк митрополита. Все происходит в рамках расследования дела по факту разжигания межрелигиозной вражды. Оказывается, в департаменте защиты национальной государственности СБУ решили, что гражданин Лебедь, Петр Дмитриевич (так в миру зовут наместника), своими высказываниями нарушает равноправие граждан из-за их религиозных убеждений. Знаете, какими именно высказываниями? Сейчас второй раз будет весело!

В одном интервью, снятом на видео, он заявил, что Филарет "с бесом поцеловался". Я не отношусь к тем, кто питает к Павлу хотя бы минимальные теплые чувства (всякий раз, когда я его вижу, мне вспоминается история с Аль Капоне и неуплатой налогов), но я не очень понимаю, о каком нарушении равноправия граждан вообще идет речь. Пусть бы эти граждане сами между собой и разбирались. Подавали в суд за оскорбление и т. д. Но мне также кажется, что в первую очередь это должен был бы сделать сам Филарет. Если, конечно, он считает себя оскорбленным. Это частное дело.

Мы уже и так переплели церковь с государством и государство с церковью настолько, что скоро у атеистов может появиться вполне разумная инициатива – судиться с государством за нарушение их "гражданского равноправия".

Если такое произойдет, то не будет ли это обратной стороной подзатянувшейся эпопеи получения Томоса?..

Все материалы автора можно прочитать здесь