Кошмар Кашмира. Воздушные бои между Индией и Пакистаном вряд ли приведут к ядерной войне

Однако, масштабный военный конфликт не исключен

Фото: GettyImages
Фото: GettyImages

Противостояние между Нью-Дели и Исламабадом, бикфордов шнур к которому подожжен в середине февраля, на этой неделе переросло в столкновение авиации двух стран.

По индийской версии, каждая из сторон недосчиталась по самолету. По пакистанской — Индия потеряла два. Каждая из сторон демонстрирует бицепсы победителя в локальном столкновении. Однако ситуация плоха тем, что способна перерасти в куда более серьезное противостояние.

Все началось после того как 14 февраля террорист-смертник из исламистской группировки "Джаиш-е-Мухаммад", выступающей за полное присоединение региона к Пакистану, направил автомобиль с 300 кг взрывчатки в автобус с полицейскими в индийской части Кашмира. Погибли 44 человека.

В Нью-Дели обвинили соседнее государство в поддержке террористов, базирующихся на его территории. Пакистан обвинения отверг. Индия отозвала своего посла. И после паузы в несколько дней, в течение которой в индийских СМИ вовсю обсуждали необходимость нанесения точечных ударов по убежищам террористов, акт возмездия свершился.

26 февраля была произведена бомбардировка лагеря "Джаиш-е-Мухаммад" в районе пакистанского города Балакот, в 50 км от границы.

Дальше все пошло по нарастающей, и в итоге начались воздушные бои двух ядерных держав.

В официальных заявлениях обе стороны демонстрируют умеренное желание того, чтобы фаза обмена обстрелами и налетами не переросла во что-то более апокалиптическое. А тем более — с ядерным уклоном.

Аналитики и политические деятели также не прогнозируют подобного развития событий. К примеру, экс-президент Пакистана Первез Мушарафф, находящийся в изгнании, почти на пальцах объяснил, почему попытка нанесения Исламабадом точечного атомного удара обречена на провал. Потому что Индия может "стереть нас 20 бомбами. Тогда единственное решение состоит в том, что мы должны сначала атаковать их 50 ядерными боеголовками, чтобы они не смогли применить против нас свои 20. Готовы ли вы к такому?" — почти риторически вопрошал он на пресс-конференции в Объединенных Арабских Эмиратах.

Ответ: не готовы. Но это не означает, что сам конфликт в ближайшем будущем не достигнет совершенно иной степени накала. Во-первых, и премьер-министр Индии Нарендра Моди, и премьер-министр Пакистана Имран Хан опираются на партии, относящиеся к националистическому спектру.

Индийского лидера это касается в первую очередь. С учетом того, что в декабре прошлого года его "родная" Индийская народная партия потерпела поражение на местных выборах в ряде штатов, а в текущем году стране предстоит пережить парламентские выборы, Моди, безусловно, будет ориентироваться на мнение своего электората. Поэтому "кошмар Кашмира" ему в этом смысле даже на руку.

Второй фактор, никак не способствующий тому, чтобы в буйном регионе наступила спокойная жизнь, исторический. Он куда более весомый

Бомба замедленного действия заложена здесь в 1947 году, когда княжество Джамму и Кашмир, до той поры бывшее территорией колонии Британская Индия, разделилось на Индию и Пакистан. Мусульман здесь было подавляющее большинство, однако правитель Кашмира, индуист, присоединил его к Индии.

Пакистан неоднократно пытался отвоевать эту территорию. Это не принесло успеха, зато принесло жертвы. В самом кровопролитном конфликте 1971 года погибло более 10 тыс. военных с обеих сторон. Те, кто учитывал потери нерегулярных военизированных формирований, называют число в несколько раз больше.

Ныне 60% территории многострадального княжества контролирует Индия, 30% — Пакистан, 10% — Китай. При этом раздел Кашмира не оформлен официальными соглашениями о границах.

Да, ядерной зимой в регионе вряд ли пахнет. Однако, как утверждает агентство Reuters, в своем недавнем выпаде Индия вторглась на территорию Пакистана так же глубоко, как это было почти полвека назад, в 1971-м. К тому же в стране объявили о приведении армии в полную боевую готовность. Пакистанский премьер тем временем созвал совещание с командованием ядерных сил. И оба участника конфликта закрыли свое воздушное пространство.

Если это даже и не пролог к полномасштабной войне, то повод для глубокого беспокойства. И не только в Нью-Дели и Исламабаде.