Стеклотара против нефти. Почему Украине стоит серьезнее относиться к экономической войне с Россией

Россия реализует в отношении Украины долгосрочную политику, которая сейчас переходит к фазе "управляемого хаоса". Экономические санкции в этой политике — один из ключевых инструментов

Фото: teknoblog.ru
Фото: teknoblog.ru

Россия ввела новые санкции против Украины. На этот раз под запретом поставки в нашу страну нефти, нефтепродуктов и угля. Кроме того, в "бан" попал и промышленный экспорт из Украины в РФ на сумму $250 млн в год.

В основном это продукция машиностроения и легкой промышленности. Важной деталью произошедшего является и то, что Москва просто воспользовалась подачей, сделанной нашим Кабмином, который в конце прошлого года запретил импорт в Украину кукурузного крахмала, глюкозы и сиропа из нее, а также мальтодекстрина.

Затем отечественные чиновники и вовсе решили расшатать "стратегическое" положение РФ, введя запрет на импорт российского формалина и стеклотары. Вероятно, чтобы нанести превентивный удар по уральским пунктам приема емкостей из-под боярышника. Такого кейса в Белокаменной не простили.

Конечно, россияне могли ввести санкции и без повода – "просто так". Но с поводом это было проще, особенно если Украина попытается жаловаться в ВТО. В таком случае в РФ всегда могут сказать, что лишь симметрично ответили. Хотя формалин и $250 млн нашего экспорта в виде продукции машиностроения и легкой промышленности симметрией не назовешь. Скорее – асимметрией. И теперь нашей экономике придется адаптироваться к этой асимметричной торговой войне, где стеклотару разменивают на нефть по нашей собственной инициативе.

И тут впору задуматься, что для украинской экономики опаснее: явная торговая агрессия восточного соседа или неявная профнепригодность украинских чиновников, ответственных за торгово-экономическую безопасность страны. Отечественные министерства превращаются в клубы по интересам лоббистов всех мастей: от экспортеров орехов до формалина. Что поделать, экономика мельчает, мельчает и лоббизм.

Санкционная технология, применяемая Кремлем, не нова. Еще в прошлом году президент России Владимир Путин издал указ, в котором объявил о введении санкций против нашей страны "в ответ на недружественные и противоречащие международному праву действия Украины, связанные с введением ограничительных мер в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации, в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с Федеральными законами от 4 июня 2018 г. № 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ "О безопасности".

Главная цель российских санкций в отношении Украины – создание скрытого экономического давления на потенциально лояльные украинские бизнес-группы, экономически зависимые от России. До 2013 года такое влияние частично нейтрализовывалось олигархической формой государственного суверенитета, когда пирамидальная структура нескольких отечественных ФПГ успешно блокировала влияние извне. Но в 2013-м бывший президент Янукович, почти как толкиеновский гном, стал "рыть слишком жадно и глубоко", в результате чего отечественный олигархат оказался частично блокирован на западе и в меньшей степени – на востоке.

До поры до времени в РФ старались персонально не бить по украинским олигархам, наивно ожидая, что давление Запада сделает их более лояльными

Однако, как показала практика, этот прием не сработал и теперь Кремль не собирается оставаться сторонним наблюдателем на ближайших парламентских выборах. И если в США ставку делали на работу в соцсетях, то в Украине в довесок к опробованным информационным методам воздействия может добавиться и попытка взять в тиски местных олигархов.

Важная приписка путинского указа: санкции могут быть отозваны "по представлению Правительства Российской Федерации в случае отмены ограничительных мер, введенных Украиной в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации". Прозрачный намек и фигурантам списков, и тем, кто придет к власти в 2019 году.

Теперь что касается возможных фигурантов. К санкционному инструментарию россияне относят:

  • запрет ввоза или ограничение ввоза на территорию Российской Федерации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
  • запрет на въезд граждан иностранных государств по списку, определяемому федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации;
  • прекращение или приостановление международного сотрудничества в атомной отрасли, в авиастроении, в ракетно-двигательной отрасли.
  • запрет на допуск или ограничение допуска технологического оборудования и программного обеспечения,
  • запрет или ограничение участия в приватизации государственного или муниципального имущества;
  • исчерпание исключительного права на товарные знаки в отношении товаров;
  • повышение сборов на аэронавигационное обслуживание воздушных судов
  • запрет или ограничение на привлечение к трудовой деятельности
    в Российской Федерации иностранных граждан;
  • запрет или ограничение ввоза на территорию Российской Федерации любых товаров иностранных государств, по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации.

Судя по всему, экономический удар планируется наносить как по бизнес-группам, входящим в провластный пул, так и по пошатнувшимся олигархическим структурам юго-востока, которые мало того, что задолжали российским банкам миллиардные кредиты, так еще и вознамерились играть в "политические проекты имени себя", не дав при этом четких гарантий выполнения воли Кремля.

В отношении Украины РФ реализует долгосрочную политику, которая сейчас переходит к фазе "управляемого хаоса", главным элементом которой станет процесс "разгосударствления" и ослабления базовых государственных институтов. Этот план разбит на политические циклы и имеет некую точку бифуркации, когда, по мнению Кремля, провластные элиты в Украине "созреют" для обмена западного вектора развития на "восточные сладости" в виде дешевого газа, нефти или угля.

В то же время санкционная политика Украины в отношении РФ всегда вызывала больше вопросов, чем ответов. Для сравнения санкционная политика США базируется на трех базовых принципах. Первый – поступательное давление на оппонента, при котором градус санкций постепенно повышается. Второй – концентрация главного удара на наиболее значимых секторах экономики противника. В случае с РФ – это банковский, военно-промышленный и энергетический секторы. И третий принцип – не навреди себе. То есть если американцам выгодно космическое сотрудничество с РФ, то санкции не распространяются на операции с российскими предприятиями в данной отрасли.

Наша система санкций подразумевает противоположный подход. Если взять финансовый сектор, то российские банки, как частные, так и государственные, спокойно продолжили работать в Украине, с потерей "одного бойца" в конце прошлого года. Да, против них вводили санкции, например, в виде запрета на выплату дивидендов. С учетом того, что группа этих банков в убытках как в шелках и распределять в общем-то нечего, этот удар они не заметили. Что касается энергетического сектора, то здесь вся диверсификация рисков и поиск альтернативных поставщиков свелась к покупке российского газа через люксембургские и швейцарские "прокладки". Осталась традиционная нефть с нефтепродуктами, не исключая и белорусский маршрут, ведь источник происхождения углеводородов везде один – Сибирь. Появилась и новая зависимость, которой ранее не было – уголь.

В этой модели долгосрочного противостояния выигрывают умы и смыслы, а проигрывают дилетантство и рвачество. По большому счету, наша задача – как можно меньше давать Москве формальных поводов для каких-либо "симметричных" действий. И если в РФ и решат приступить к новой волне санкций против Украины, то пусть делают это немотивированно.

В таком случае у нас хотя бы сохраняются шансы на усиление международного правового давления.

Тем более что и Украина, и РФ являются членами ВТО и перед тем, как вводить новые экономические ограничения в отношении другой стороны, их нужно адаптировать к требованиям международного права.
При этом выигранное нами время необходимо (было) использовать для поиска новых источников критического импорта, прежде всего энергетического.

За последние пять лет наше правительство могло по примеру Литвы, которая арендовала мобильный терминал по приему СПГ в Клайпеде, реализовать такой же проект в Одессе, не говоря уже о новых направлениях по закупке нефти и нефтепродуктов.

Но вместо этого наш Кабмин решил запретить импорт из РФ формалина и стеклотары. Как мы уже знаем, ответ из Москвы не заставил себя долго ждать. Вслед за запретом российской нефти и нефтепродуктов, РФ заблокировала и поставки этого сырья из Беларуси, в таком случае на фоне весеннего спроса ценники на АЗС придется менять каждый день. Ведь нефть из РФ – это максимально дешевая логистика по нефтепроводу, а нефтепродукты из Беларуси – наиболее оптимальны и по цене, и по транспортным расходам. Поиск иных поставщиков приведет лишь к росту стоимости логистики и долгосрочному увеличению цен на бензин и дизель.

Что касается угля, то здесь слышится и привет, посланный известному олигарху, политический проект которого откусил от 4% голосов у абсолютно российского кандидата. И ему тоже есть за что благодарить любителей стеклотары из Кабмина.

Отныне поставки нефтепродуктов и угля из РФ в Украину возможны лишь при получении в Москве специальных разрешений, которые в нынешних условиях становятся чем-то вроде "ханского ярлыка на бизнес". И инструментом по покупке политической лояльности отдельных ФПГ.

У РФ остается в запасе резерв на блокирование поставок украинских товаров на сумму до $2 млрд в год. Так что часть козырей еще сохранена. Остается дождаться, когда на очередном заседании КМУ запретят импорт российских валенок или ватников.

Впрочем, для Украины не так опасны сами санкции, как последствия принуждения нашего олигархата к послушанию, ведь на пятом году после победы Революции Достоинства мы так и не знаем, как работают скрытые причинно-следственные связи в нашей политике, трансформирующие экономические интересы в политические решения.