Заметки иностранца
Пять субъективных причин любить Украину, или Почему бы не выпить на посошок с украинцами?
Жалко, конечно, уезжать. Я приехал в Киев прошлым летом и поселился на улице Шелковичной. Неподалеку от моего дома расположен Бессарабский рынок, который сохранил запахи настоящего рынка, потерянные в мегаполисах. Торговцы там настолько артистичны, что я ходил туда чуть ли не каждый день, чтобы послушать оживленную трескотню, зазывающую к прилавкам. Позже, зимой, рынок будто уснул, а сейчас вновь ожил.
Обязательно зайду туда перед самым отъездом, чтобы сказать бессарабским молочницам спасибо.
Я научился понимать и даже читать по-украински, но заговорить так и не смог. Наверное, потому что жить в Киеве и говорить по-русски можно совершенно не напрягаясь, и мне было приятно, что ни разу никто не возмутился, не стал принципиально демонстрировать, что не понимает русский язык.
До моего отъезда из Украины осталось несколько дней. Прожив почти год в Киеве, я сделал для себя открытия, похоронившие во мне остатки тех пресловутых имперских амбиций, которые имеются, пожалуй, у каждого представителя самой большой страны в мире. Теперь я уже никогда не скажу, что Украина – не заграница. И уезжая, могу не беспокоиться, что мне вслед посыплются обвинения в поверхностности и необъективности.
Поэтому позволю высказать вам в лицо всю правду-матку – что я о вас понял и чем вы от нас отличаетесь.
1. Вы лучше всех умеете идти на компромиссы, интриговать, ссориться за глаза, а в глаза улыбаться, говорить одно, а подразумевать порой совершенно другое. Все это игра, захватывающая красивая игра. Вы умеете жить легко: веселиться, праздновать, выпивать, гулять, ходить в гости, принимать гостей и говорить, говорить, говорить… И еще, вы умеете жить вежливо, не все, наверное, но многие. Вы поняли, что пусть даже притворная улыбка лучше откровенного хамства.
2. Ваши таксисты – прекрасные политологи. Более того, среди них я не раз встречал лучших политиков, мэров, премьер-министров и даже президентов.
3. Ваши политики – великолепные артисты. Их деятельность доставляла мне в течение 10 месяцев большое эстетическое удовольствие. При этом всякий раз, когда я ловил себя на мысли о том, что они устраивают шоу, обманывают друг друга и народ, я понимал, что у меня, даже не гражданина этой страны, есть возможность их раскусить благодаря СМИ.
4. Украинская пресса, несмотря на обвинения в продажности и заангажированности, все-таки не позволяет уважаемым экспонатам музея "Политикум" превратиться в великих кормчих.
5. У вас есть историческая общая память. Пусть не каждый украинец признает Голодомор геноцидом, Мазепу – героем, а повстанцев – защитниками Родины. Но когда в день памяти жертв репрессий одна из главных площадей страны превращается в поле огней, на котором лежат припорошенные снегом грозди калины, я понимаю, что вы помните свое прошлое, а значит, у вас есть будущее. Идеология, госпрограммы – все это есть везде, но почему-то в Москве к Соловецкому камню, который стоит на Лубянке, в День памяти жертв приходит на порядок меньше людей. А вы приходите. В этом, на самом деле, и есть залог благополучия, которое рано или поздно в Украине наступит.
Сакен Аймурзаев – собственный корреспондент радио "Эхо Москвы" в Украине