На фоне тотальной РРО-изации малого бизнеса и налогового "стукачества" за фиктивный чек, власть решила немного притормозить фискальных коней. Стимулы бывают позитивные и негативные. В народе эту систему называют методом "кнута и пряника". Государственная политика, нацеленная исключительно на повышение фискального давления – это путь к тенизации и экономической стагнации. С другой стороны, как гласит современная монетарная теория, способность государства собирать налоги является важной предпосылкой для формирования общественных ресурсов, финансирования государственных расходов и накопления сбережений домохозяйств. Необходимость уплаты налогов формирует устойчивый спрос на национальные деньги и опосредованно является стабилизирующим фактором, в том числе и в контексте курсовой политики.
Простыми словами, для того, чтобы "играть" ставками, государство должно научиться собирать налоги, иначе оно попросту лишается возможности проведения стимулирующей фискальной политики, например снижая уровень налогообложения. Простой пример: сегодня предприятие в Украине на общей системе налогообложения обязано уплачивать 18% налог на прибыль и 20% - налог на добавочную стоимость. Но с помощью агрессивного налогового планирования, эти показатели фактических налоговых отчислений могут быть значительно меньше требуемых. Как показывает практика, корпоративный сектор у нас платит в среднем 2-3% от валовых доходов. Если государство решит предоставить бизнесу новый стимулирующий налоговый пакет и снизит, к примеру ставки на треть, это не будет иметь существенного воздействия на экономику, так как бизнес все равно платит меньше. В результате даже беспрецедентное снижение ставок не станет отправной точкой роста экономики, как и снижение ЕСВ несколькими годами ранее более чем в полтора раза.
Но начинать фискализацию нужно с большого бизнеса, где и фиксируются наибольшие суммы вывода капиталов в тень, постепенно спускаясь к среднему сегменту и далее – к малому предпринимательству. В Украине решили чистить рыбу с хвоста, то есть начать фискализацию с ФОП-ов.
При этом, полноценная налоговая реформа в виде системного фискального маневра, когда "игра ставками" происходит на фоне переформатирования налоговой базы и структуры налогов, у нас так и началась. Именно с налогового маневра начал построение "трампономики" нынешний американский президент. Хотя если быть объективными, то данная модель – лишь реинкарнации "рейганомики" 80-х годов прошлого века и ее идеолога Артура Лаффера.
Построение Зе-кономики в нашей стране также невозможно без новой фискальной концепции. Иначе это будет лишь эпигонское продолжение традиций "яценомики", токсичная концентрация которой была немного разбавлена предыдущим правительством.
Именно поэтому, в качестве своеобразной дымовой завесы, министр экономики запустил "список Милованова" из восьми пунктов:
"1. Отменить ЕСВ.
2. Максимально снизить налог на доход физического лица.
3. Для компенсации, поднять налог на недвижимость.
4. Также для компенсации, поднять налог на землю и другие активы.
5. Улучшить сбор налогов на недвижимость и другие активы.
6. Не трогать НДС. Улучшить сбор.
7. Продолжать детенизации экономики прямыми и косвенными методами.
8. Оказывать государственную поддержку бизнеса только при условии работы в белую и создание достаточного количества рабочих мест".
Часть этих пунктов существенно снижают налоговую нагрузку на труд, которая сейчас является причиной социальной фрустрации, трудовой миграции и низких темпов развития экономики.
На данный момент, население платит налог на доходы в размере 18%, плюс 1,5% - военный сбор, суммарно – 19,5%. В абсолютных цифрах: более 100 млрд. грн. в центральный бюджет и порядка 120 млрд. грн. – в местные, при чем для последних, подоходный налог является системообразующим, так как обеспечивает более 40% поступлений. Для сравнения: налог на прибыль предприятий в Украине составляет 100 млрд. грн. в год, то есть налоговая нагрузка на население в более чем в два раза превышает фискализацию корпоративного сектора. Кстати в РФ, подоходный налог составляет 13%. С учетом нынешнего уровня доходов населения, когда лишь 5% украинцев могут накапливать и инвестировать, уровень подоходного налога в Украине нужно снижать до условной десятины, но возникает вопрос с компенсаторами для местных бюджетов. Ни налог на землю, ни налог на движимость, не смогут стать адекватными источниками возникшего дефицита.
Что касается ЕСВ, то не секрет, что пенсионный фонд с бюджетным трансфером на покрытие дефицита в 170-180 млрд. грн. – уже давно хронический банкрот. Ставку СВ в 22% нужно "расщепить" на две составляющие, например в пропорции 15% - отчисления в бюджет на выплату пенсий и 7% - отдать работнику для формирования накопительных пенсионных счетов в негосударственных ПФ. В предыдущем предложении не было описки – пенсии нужно выплачивать напрямую из госбюджета как гарантированную государством социальную выплату, экономя при этом на администрировании ПФУ. Солидарная система пенсионного обеспечения в условиях демографического кризиса и массовой трудовой миграции себя уже полностью исчерпала.
Что касается НДС. Резкое изменение фискальных правил игры может привести к существенному падению экспорта и ухудшению платежного баланса страны, не говоря уже о замедлении темпов экономического роста. Именно поэтому нужна долгосрочная политика по изменению вектора действия базовых налоговых и бюджетных стимулов. К примеру, в течение пяти лет, государство поступательно снижает уровень возмещения НДС экспортерам сырья с 20% до 0% (по 4% в год). Параллельно, идет увеличение экспортной пошлины на сырьевые товары на 1% в год, так чтобы к концу "пятилетки" она составила 5%, что можно согласовать с режимом свободной торговли в рамках ВТО. Снижение уровня возмещения НДС должно снизить отток средств из бюджета (сегодня это 130 млрд. грн. в год) и увеличить его доходную часть, а введение экспортных пошлин позволит начать наполнение национального резервного фонда. Указанный выше фискальный маневр должен обязательно происходить одновременно со структурным изменением национальной экономики, когда регулятивные и фискальные инструменты начинают стимулировать создание отраслей по переработке сырья, вначале в полуфабрикаты, а затем в конечную продукцию с высоким уровнем добавочной стоимости. Для этого, средства резервного фонда можно направлять в виде льготных кредитов сырьевым компаниям, которые подпадают под действие фискального маневра и при этом готовы расширять вертикально интегрированные структуры по линии "сырье – полуфабрикат – готовая продукция".
Все указанные выше изменения необходимо осуществлять строго в соответствии с моделью экономического развития и промышленной политикой государства. Это сложная модель с несколькими модулями: модуль опережающего экономического роста; модуль инвестиций; модуль роста доходов и сбережений домохозяйств. И фискальная политика как связующее звено.
Но пока все ограничивается лишь постами в фейсбуке. Для полноценного диалога – мало, а для отвлечения внимания общества от реализуемых ныне токсичных реформ – много. Ведь восемь пунктов налоговых изменений, разбавленных несколькими правильными идеями – это еще не реформа и даже не черновик оной.