Список Милованова. Как отказаться от налогового давления?

На фоне тотальной РРО-изации малого бизнеса и налогового "стукачества" за фиктивный чек, власть решила немного притормозить фискальных коней. Стимулы бывают позитивные и негативные. В народе эту систему называют методом "кнута и пряника". Государственная политика, нацеленная исключительно на повышение фискального давления – это путь к тенизации и экономической стагнации. С другой стороны, как гласит современная монетарная теория, способность государства собирать налоги является важной предпосылкой для формирования общественных ресурсов, финансирования государственных расходов и накопления сбережений домохозяйств. Необходимость уплаты налогов формирует устойчивый спрос на национальные деньги и опосредованно является стабилизирующим фактором, в том числе и в контексте курсовой политики.

Відео дня

Простыми словами, для того, чтобы "играть" ставками, государство должно научиться собирать налоги, иначе оно попросту лишается возможности проведения стимулирующей фискальной политики, например снижая уровень налогообложения. Простой пример: сегодня предприятие в Украине на общей системе налогообложения обязано уплачивать 18% налог на прибыль и 20% - налог на добавочную стоимость. Но с помощью агрессивного налогового планирования, эти показатели фактических налоговых отчислений могут быть значительно меньше требуемых. Как показывает практика, корпоративный сектор у нас платит в среднем 2-3% от валовых доходов. Если государство решит предоставить бизнесу новый стимулирующий налоговый пакет и снизит, к примеру ставки на треть, это не будет иметь существенного воздействия на экономику, так как бизнес все равно платит меньше. В результате даже беспрецедентное снижение ставок не станет отправной точкой роста экономики, как и снижение ЕСВ несколькими годами ранее более чем в полтора раза.

Но начинать фискализацию нужно с большого бизнеса, где и фиксируются наибольшие суммы вывода капиталов в тень, постепенно спускаясь к среднему сегменту и далее – к малому предпринимательству. В Украине решили чистить рыбу с хвоста, то есть начать фискализацию с ФОП-ов.

При этом, полноценная налоговая реформа в виде системного фискального маневра, когда "игра ставками" происходит на фоне переформатирования налоговой базы и структуры налогов, у нас так и началась. Именно с налогового маневра начал построение "трампономики" нынешний американский президент. Хотя если быть объективными, то данная модель – лишь реинкарнации "рейганомики" 80-х годов прошлого века и ее идеолога Артура Лаффера.

Построение Зе-кономики в нашей стране также невозможно без новой фискальной концепции. Иначе это будет лишь эпигонское продолжение традиций "яценомики", токсичная концентрация которой была немного разбавлена предыдущим правительством.

Именно поэтому, в качестве своеобразной дымовой завесы, министр экономики запустил "список Милованова" из восьми пунктов:

"1. Отменить ЕСВ.

2. Максимально снизить налог на доход физического лица.

3. Для компенсации, поднять налог на недвижимость.

4. Также для компенсации, поднять налог на землю и другие активы.

5. Улучшить сбор налогов на недвижимость и другие активы.

6. Не трогать НДС. Улучшить сбор.

7. Продолжать детенизации экономики прямыми и косвенными методами.

8. Оказывать государственную поддержку бизнеса только при условии работы в белую и создание достаточного количества рабочих мест".

Часть этих пунктов существенно снижают налоговую нагрузку на труд, которая сейчас является причиной социальной фрустрации, трудовой миграции и низких темпов развития экономики.

На данный момент, население платит налог на доходы в размере 18%, плюс 1,5% - военный сбор, суммарно – 19,5%. В абсолютных цифрах: более 100 млрд. грн. в центральный бюджет и порядка 120 млрд. грн. – в местные, при чем для последних, подоходный налог является системообразующим, так как обеспечивает более 40% поступлений. Для сравнения: налог на прибыль предприятий в Украине составляет 100 млрд. грн. в год, то есть налоговая нагрузка на население в более чем в два раза превышает фискализацию корпоративного сектора. Кстати в РФ, подоходный налог составляет 13%. С учетом нынешнего уровня доходов населения, когда лишь 5% украинцев могут накапливать и инвестировать, уровень подоходного налога в Украине нужно снижать до условной десятины, но возникает вопрос с компенсаторами для местных бюджетов. Ни налог на землю, ни налог на движимость, не смогут стать адекватными источниками возникшего дефицита.

Что касается ЕСВ, то не секрет, что пенсионный фонд с бюджетным трансфером на покрытие дефицита в 170-180 млрд. грн. – уже давно хронический банкрот. Ставку СВ в 22% нужно "расщепить" на две составляющие, например в пропорции 15% - отчисления в бюджет на выплату пенсий и 7% - отдать работнику для формирования накопительных пенсионных счетов в негосударственных ПФ. В предыдущем предложении не было описки – пенсии нужно выплачивать напрямую из госбюджета как гарантированную государством социальную выплату, экономя при этом на администрировании ПФУ. Солидарная система пенсионного обеспечения в условиях демографического кризиса и массовой трудовой миграции себя уже полностью исчерпала.

Что касается НДС. Резкое изменение фискальных правил игры может привести к существенному падению экспорта и ухудшению платежного баланса страны, не говоря уже о замедлении темпов экономического роста. Именно поэтому нужна долгосрочная политика по изменению вектора действия базовых налоговых и бюджетных стимулов. К примеру, в течение пяти лет, государство поступательно снижает уровень возмещения НДС экспортерам сырья с 20% до 0% (по 4% в год). Параллельно, идет увеличение экспортной пошлины на сырьевые товары на 1% в год, так чтобы к концу "пятилетки" она составила 5%, что можно согласовать с режимом свободной торговли в рамках ВТО. Снижение уровня возмещения НДС должно снизить отток средств из бюджета (сегодня это 130 млрд. грн. в год) и увеличить его доходную часть, а введение экспортных пошлин позволит начать наполнение национального резервного фонда. Указанный выше фискальный маневр должен обязательно происходить одновременно со структурным изменением национальной экономики, когда регулятивные и фискальные инструменты начинают стимулировать создание отраслей по переработке сырья, вначале в полуфабрикаты, а затем в конечную продукцию с высоким уровнем добавочной стоимости. Для этого, средства резервного фонда можно направлять в виде льготных кредитов сырьевым компаниям, которые подпадают под действие фискального маневра и при этом готовы расширять вертикально интегрированные структуры по линии "сырье – полуфабрикат – готовая продукция".

Все указанные выше изменения необходимо осуществлять строго в соответствии с моделью экономического развития и промышленной политикой государства. Это сложная модель с несколькими модулями: модуль опережающего экономического роста; модуль инвестиций; модуль роста доходов и сбережений домохозяйств. И фискальная политика как связующее звено.

Но пока все ограничивается лишь постами в фейсбуке. Для полноценного диалога – мало, а для отвлечения внимания общества от реализуемых ныне токсичных реформ – много. Ведь восемь пунктов налоговых изменений, разбавленных несколькими правильными идеями – это еще не реформа и даже не черновик оной.