Мнение: чиновники не помогают, а иногда даже саботируют защиту внутреннего рынка
Бензин дорожает. Эксперты спорят, Антимонопольный комитет молчит, цены готовятся к росту
А между тем нефть снова начала дешеветь. Может, это повод для того, чтобы начать переписывать ценники на заправках? Процесс сложения цен на украинском бензиновом рынке напоминает мне такую хитрую штуку – анкерный механизм, как в механическом будильнике. Это такое колесико с зубчиками и специальной вилочкой, которая позволяет колесику крутиться в одну сторону и категорически запрещает – в другую.
У меня такое впечатление, что бензиноторговцы поступают точно так же: пока растет нефть на западных биржах, они лихорадочно переписывают ценники, кивая на мировой рынок. А когда нефтецены падают – страдают близорукостью (дальше границы ничего не видят) и склерозом (не помнят о своих вчерашних заявлениях по поводу связи мировых цен с внутренними).
Проще всего повесить всех собак на отечественный заправочный бизнес, на нефтепереработчиков и нефтетрейдеров. Но давайте прикинем, насколько собаки будут уместны именно сейчас. Есть такая контора при правительстве США – Energy Information Administration (ЕIA). Она собирает массу топливно-энергетической статистики и публикует ее вполне открыто и нейтрально.
Согласно опубликованной на сайте ЕIA информации, с 22 мая по 22 июня нынешнего года цена нефти в США выросла примерно на 17,5%, а бензина, аналогичного нашему 95-му, – примерно на 15%. Приблизительно на столько же подорожало и дизтопливо. Соотношения очень показательны: в США относительно невелика налоговая нагрузка на горючее и очень конкурентен рынок – безнаказанно поднимать цены не получится ни у кого.
А что в Украине? В Украине за минувший месяц бензин подорожал примерно на 16%, то есть ненамного больше, чем в США. Выходит, все нормально и не на кого пенять, помимо мировых цен на нефть?
Не совсем так. Прежде всего потому, что доля налогов и неналоговых затрат в украинских ценах на бензин выше, чем в американских. По идее, это приводит к тому, что при движении нефтяных цен, к примеру, на 10%, цены на бензин должны меняться ну никак не более чем на 7–8%. То есть при рывке нефтяных цен на 17,5% бензину надлежало подорожать примерно на 13%. Повторюсь, что оценки эти – очень условные. Но в Украине на бензиновые цены влияет много не вполне очевидных причин: уровень коррупции в регионе (от него зависят расходы владельцев АЗС на взятки местным проверяющим), реальный уровень налогообложения той или иной сети АЗС или нефтетрейдера (некоторые особенно талантливые умудряются весьма лихо от налогов уходить), уровень зарплат в том или ином регионе, да мало ли чего еще.
Когда я дописывал этот текст, стало известно о реакции Антимонопольного комитета Украины на происходящее с бензиновыми ценами. Что могу сказать? Вялая была реакция. Более или менее внятно и жестко сказано разве только по поводу "именных" марок бензина, которые имеют не только впечатляющие цены, но и красивые имена. По поводу марок с общепринятыми названиями – вроде А-95 – "ані пари з вуст". Так что от АМК автовладельцы помощи вряд ли дождутся. Их по-прежнему будут кормить рассказами о "мировом подорожании нефти".
Как видно, в значительной мере рост цен действительно можно списать на нефтяную конъюнктуру. А на что тогда списывать неснижение в те моменты, когда нефть дешевеет? Увы, не только на жадность нефтетрейдеров и заправщиков.
Я не обладаю столь развитым воображением, чтобы представить себе владельца АЗС, который станет переоценивать "вниз" закупленное раньше по более высокой цене горючее. Украинское налоговое законодательство ему это, по сути, запрещает. Мне с трудом видится перспектива, когда пожарный инспектор или дядя из местной санэпидстанции добровольно уменьшат размер получаемого от владельцев АЗС "вспомоществования" по причине того, что нефть дорожает, а цены на заправке лучше бы не повышать. И еще много чего себе представляю с трудом – из перечня способов, которыми можно бензиновые цены придержать.
И почти не надеюсь дождаться ситуации, когда украинские бензиновые акцизы станут меняться по принципу "чем нефть дороже, тем акциз ниже".
А собак на нефтетрейдеров, конечно, вешать есть за что. Главное только помнить: отнюдь не они одни складывают бесящие нас цены.
Александр Крамаренко, главный редактор журнала для частных инвесторов и потребителей "Деньги.ua"