Флот в обмен на границы

Это была длительная эпопея!

Related video

До 1997-го она занимала все время украинского и части российского политикума. Во главе с самыми первыми лицами. С российской стороны флотские переговоры курировали Ельцин и Черномырдин – тогда премьер-министр. С украинской – лично Кравчук.

Для Украины это был выгодный компромисс, потому что украинский политикум иначе не мог добиться от России признания территориальной целостности Украины в границах после развала СССР. Другое дело, что Украина могла выиграть что-то от этого, но, видимо, не умела, прогибалась, слишком много лоббистских группировок, работающих на те или иные кампании, было в Украине. Тем не менее Кравчук, а потом Кучма, считаю, сделали доброе дело, увязав "Большой договор" (о дружбе и сотрудничестве) с соглашениями по Черноморскому флоту – таким образом Россия навсегда признавала территориальную целостность Украины и отказалась (на бумаге!) от притязаний на Крым.

Сейчас любые такие притязания будут нарушением договора. Соглашения о ЧФ – это эпопея, достойная пера сатирика, психолога. Переговоры проводились 2-3 раза в год, в разных форматах и с разными людьми – либо в Киеве на улице Грушевского (длились часами, журналисты изнывали!), или в Ялте, в Севастополе. Нынешние антикризисные переговоры – мелкотравчатые по сравнению с тем, что тогда происходило. Тогда решалось, по сути, как мы разделим наследие Советского Союза.

Я помню потрясающий эпизод, героями которого были советник Президента по международным вопросам Антон Бутейко и Черномырдин. Тогда Кравчука россияне сумели объегорить и подготовили документ, по которому Россия выигрывала все. Антон Бутейко как юрист-казуист поставил в одном месте частицу "не", полностью перевернувшую договор. Черномырдин после этого кричал: "Где он, я его убью!". Я не поклонник Бутейко, но признаю, что тогда он сработал блестяще. Потом я даже публиковал этот договор в "Голосе Украины".

Россия переиграла Украину в другом – увязала флотские договоренности с соглашением о добрососедстве. Вот это наш проигрыш. Но тогда решалось: либо вот такой путь, либо дальше продолжать бодягу.

Что еще? Именно тогда был первый визит Ельцина в Украину после операции по шунтированию.

Он долго не пил после госпиталя и, видимо, на радостях позволил себе это у нас. Журналистов заперли в зале ожидания Борисполя, чтобы мы ничего не увидели. Но я увидел… Это же тогда, кстати, он сказал, что каждый россиянин должен просыпаться и думать, "что он сделал для Украины".

Итог: что бы ни говорили патриоты и критики, а это были взаимовыгодные договоренности, – Россия получала флот и главное – она не допустила, чтобы ее выгнали; Украине же достались "железные" гарантии безопасности и целостности.