"Газпрому" придется смириться
Заявление Нееле Кроэс, комиссара ЕС по вопросам конкуренции, о том, что «Газпром» должен продать собственность в транзитных и газораспределительных сетях Европы (в том числе в газопроводе «Северный поток») – абсолютно мотивированно.
Если одна компания контролирует и ресурс газа, и транзит, и распределительную сеть ("Газпром" стремится именно к этому), такая ситуация отнюдь не благоприятствует конкуренции.
Поэтому ЕС планирует принять закон, по которому поставка и распределение ресурсов не могут производиться одной компанией. Это будет относиться не только к "Газпрому" – это будут общие правила игры. Показательно, что проблема свободной конкуренции между энергокомпаниями волнует Европу больше, чем опасность "оказаться без европейского газа", которой так часто любят припугнуть российские функционеры. Европейцы поняли, что "газовые объятия" "Газпрома", стремящегося к монополии, неминуемо превратятся в удавку для экономики. Позиция Евросоюза сильнее: будучи покупателем, он может развивать альтернативные источники энергии, создавать транзитные пути, сокращать потребление газа. Тогда как Россия не имеет альтернативного рынка, куда можно было бы продать "европейские" объемы топлива по "европейской цене". Пример: на днях провалились переговоры России с Китаем о поставках. Китай не хочет покупать у "Газпрома" энергоноситель дороже, чем по $100, более того – не имеет особой потребности в импорте этого продукта.
В Европе понимают, что заявления России о переориентации экспорта газа из Европы на Восток – это всего-навсего пиар. И время, когда "Газпром" имел в своем кармане канцлера ФРГ Шредера и с его помощью мог лоббировать выгодные для себя схемы поставки энергоресурсов, закончилось. Европа стремится к равным правилам игры для всех энергокомпаний, и "Газпрому" придется смириться с этим. Что касается Украины, то нам в этой ситуации надо быть максимально активными в создании транзитных путей, которые обеспечат Европе диверсификацию энергоресурсов.