Мнение: инвесторам невыгодно вкладывать в инфраструктуру ЕВРО-2012
От чемпионата пользы отелям пока не предвидится. Иностранных инвесторов можно ожидать только в качестве болельщиков
Событие уровня чемпионата Европы по футболу – это хорошая возможность поправить дела для владельцев гостиниц в любом европейском городе. К приезду гостей отельеры старательно готовятся: ремонтируют номерной фонд, а то и запускают пару-тройку новых сервисов. Высокий сезон логично предполагает более высокие цены (минимум на 30–50%) и возросшие расходы на персонал для 100-процентной заполняемости. Украинские гостиницы тоже рады стараться. Но, похоже, зря.
По расчетам УЕФА для обслуживания чемпионата только в одном Киеве не хватает свыше 10 тысяч гостиничных мест. Сейчас в украинской столице на тысячу человек приходится около 6 мест в отелях, тогда как, например, в Москве этот показатель достигает 20, а в Европе порой и 40.
УЕФА требует, чтобы к 2012 году в городе работало не менее 10 пятизвездочных и 10 четырехзвездочных отелей (сейчас в Киеве таких 2 и 6 соответственно). Потенциально "звездные" гостиницы есть, и некоторые, постаравшись, могут повысить свой рейтинг – провести реконструкцию, инвестировать в дополнительные сервисы. Но вот на какие средства это делать, непонятно. И выгодно ли это для гостиничного бизнеса?
Приведу красноречивый пример. Британское турагентство по размещению гостей чемпионата TUI Travel House, авторизированное в УЕФА, несколько месяцев назад сделало киевским гостиницам заманчивое предложение – заранее продать места на период Евро-2012. Все захотели получить гарантированную заполняемость своих гостиниц. Однако, как оказалось, цены нужно выставлять не выше обычных, а агентству еще скидку подавай – вплоть до трети стоимости номера. При этом отельерам выдвинули жесткие требования по комфортности номеров и уровню сервиса.
Однако остается вопрос: как стране не ударить лицом в грязь перед десятками тысяч болельщиков со всей Европы? И за счет чего обеспечивать необходимые "звезды", ремонтировать номера и организовывать сервисы?
Имидж гостеприимной страны создается десятилетиями, и в него необходимо инвестировать. Гостиницам – деньги, государству – усилия для создания благоприятного инвестиционного климата. В Европе туристическую инфраструктуру создали за счет налоговых льгот. Ставки НДС для отелей во Франции – 5,5%, в Италии – 10%, в Испании и Болгарии – 7%. Это ниже, чем для всех остальных видов бизнеса. Даже в соседней России отели получают налоговые каникулы и не платят налог на прибыль в течение первых трех лет, если прибыль идет на развитие материальной базы.
В Украине государственных программ и льгот, одинаково доступных для всех участников рынка, нет. Все проекты последних лет, в том числе и отели под крупными сетевыми брендами, строятся за счет украинского капитала. И это неудивительно: с нашими непрозрачными правилами иностранных инвесторов в гостиничной отрасли можно ожидать только в качестве болельщиков финального матча в Киеве в 2012 году. Пока же на отельном поле играют только местные. И то в свои ворота.
Вадим Татусь, председатель набсовета компании "Росава"