Мнение: Призрак прошлого. Лазаренко
Целью PR-кампании по "возвращению Лазаренко" было неприкрытое запугивание украинского бизнеса грядущим переделом собственности в Украине
По моему мнению, вероятность возвращения бывшего премьер-министра Павла Лазаренко на родину весьма невелика. 18 ноября суд Северного округа штата Калифорния своим решением вынес окончательный приговор по делу Лазаренко, определив ему срок пребывания в тюрьме – 97 месяцев. В этом вердикте едва ли не наиболее важным является то, что судебные органы США не подвергают сомнению ранее установленные факты совершенных им преступлений. Кстати, не только американская Фемида, но и швейцарские правоохранительные органы признали Лазаренко уголовным преступником. Более того, по-другому и быть не могло, ведь ранее Верховный суд США отказал Лазаренко в удовлетворении жалобы на решение судебных органов первой и второй инстанций. Практически это означает, что он не имел права на дальнейшее обжалование приговора.
Тем не менее нам довелось наблюдать ажиотаж в отечественных СМИ, связанный с очередным судебным заседанием относительно Лазаренко. Писали о том, что на страже интересов экс-премьера станет авторитетный адвокат Гарбуз. Некоторые СМИ говорили, что близится час возвращения Лазаренко в Украину. На все догадки и предположения исчерпывающий ответ дал американский суд: ближайшие четыре года Лазаренко проведет в американской тюрьме. Но зачем было распространять слухи о возможном возвращении экс-премьера в Украину? Лично я не сомневаюсь, что инициатором стал сам "виновник торжества". Целью этой PR-кампании было неприкрытое запугивание украинской публики грядущим переделом собственности в Украине. Именно его и хотел возглавить бывший премьер-министр сразу по возвращении в родные пенаты. Этот сугубо гипотетический процесс "большого передела" собственности вряд ли носил бы цивилизованные формы.
Я недавно читал интервью первого президента Украины Леонида Кравчука, который дал следующую характеристику Лазаренко: "У Павла Ивановича слишком большие масштабы, он действует чрезмерно активно, ни перед чем не останавливаясь, при этом цель и масштабы его деятельности часто выше законности". Я согласен с Леонидом Кравчуком. Помню, как Лазаренко был так называемым хозяином Днепропетровской области. Причем таковым его считали и во времена губернаторства, и во времена премьерства. Приведу один пример. Тогда совершенно обыденными были следующие сценарии. Подручные Павла Ивановича наносили визит тому или иному крупному бизнесмену и ставили ультиматум: если не хотите иметь проблем, то 70% доли в своем бизнесе оформляйте на Лазаренко. Или его родственников. Или на его партнеров. Поверьте мне, под проблемами подразумевались отнюдь не проверки налоговой.
Возможен ли подобный вопиющий беспредел сегодня? Мой ответ – категорически нет. За время пребывания Лазаренко в местах не столь отдаленных ситуация в Украине качественно изменилась. При всех недостатках судебной и правоохранительной систем было бы наивно надеяться, что грубый наезд, шантаж, угрозы приведут к тому, что кто-то станет "добровольно" делиться собственностью, а компетентные органы при этом будут равнодушно взирать на подобное бесчинство. А что самое главное – изменилось наше общество. Вещи, которые творил Лазаренко в середине и конце 1990-х годов, сейчас в сознании людей абсолютно неприемлемы.
Лазаренко в Украине никто не ждет. Кроме правоохранительных органов, конечно. Напомню, что именно Павел Лазаренко подозревается (и, видимо, отнюдь не без оснований) в организации убийств Евгения Щербаня и Вадима Гетьмана. И это далеко не единственные, но наиболее резонансные уголовные дела, к которым экс-премьер-министр как минимум причастен.
Павла Лазаренко не воспримет ни один заботящийся о своем имидже украинский политик – связь с этим человеком способна изрядно запятнать репутацию. И его призрачные мечты о восстановлении своего мифического влияния хотя бы на уровне области лишены малейших оснований. Полагаю, он и сам это способен осознать.
Председатель набсовета ООО ДФК "Славутич-Капитал" Геннадий Корбан