Мнение: Люди с принципами
Сохраняя верность своим принципам, швейцарцы выстроили фактически идеальную систему организации экономики, общества и налогообложения
Страна эдельвейсов, чистых упитанных коров, лениво пасущихся на альпийских лугах. Страна горького шоколада, сыра, часов и банков. Еще известная своей настойчивой приверженностью нейтралитету и политкорректностью. Таков стереотипный набор ассоциаций всплывает в мозгу у обывателя при слове "Швейцария". Все это я и собиралась увидеть, попробовать и ощутить, подлетая к Цюриху. Но, главным впечатлением, перекрывшим все стереотипы, стало то, как швейцарцы управляют своей жизнью.
Принцип первый такого управления – "прямая демократия". Это главная особенность швейцарской модели устройства общества и совершенно особой социальной культуры состоит в том, что любой швейцарец имеет право непосредственным образом включиться в решение вопроса государственного или местного уровня. И пользуется этим правом часто и эффективно. Стоит ли вопрос о строительстве завода в кантоне, или о том, какой второй иностранный язык изучать детям в школе, - созывается народное собрание. "Прокричит" община "за" строительство дороги - быть дороге, а скажет "нет" - придется инициаторам искать другие варианты.
Точно так же работает система "прямой демократии" на федеральном уровне. С той лишь разницей, что когда речь идет о федеральных законах, вопрос решается не собранием общины, а всенародным референдумом. Народ имеет право поддержать, оспорить, изменить или даже отменить любое решение правительства. Фактически сами швейцарцы и есть той последней инстанцией, которая принимает важнейшие для страны законы.
Принцип второй – "система соответствия". Швейцарское правительство еще и потому не злоупотребляет властью, потому как четыре основные политические партии Швейцарии управляют страной по очереди, сменяя друг друга каждый год.
Зная это, можно под иным углом взглянуть на широко обсуждаемый сегодня запрет строить минареты на берегу Женевского озера. Как же так вышло, что политкорректные, нейтральные, терпимые швейцарцы решили жить без минаретов? Плохо и недемократично? Для мусульман в Швейцарии – очевидно плохо. Ведь переселенцы-мусульмане с соседних Балкан по численности составляют едва ли не самую большую эмигрантскую общину. Хотя мечети-то никто не запрещал... Но за запрет строить минареты швейцарцев осудило все прогрессивное человечество. Но так ли плохо то, что граждане не только определяют свое отношение к проблемам, но и сами принимают важные для себя решения? И плохо ли, что в государстве есть и действует для этого реальный механизм?
Принцип третий – "тайна банковских вкладов". Мировой кризис, а до него правительства Европы и Америки в своей борьбе с уклонением от уплаты налогов, серьезно "подрубили" основу основ швейцарской экономики – банковский сектор. Но именно реализация этого принципа швейцарскими банкирами позволяла привлекать в страну внушительные объемы иностранного капитала.
Принцип четвертый – "умные налоги". Уровень налогов, который каждый кантон определяет для себя сам, как правило, ниже, чем в соседних странах. Это неудержимо влечет в Швейцарию состоятельных иностранных пенсионеров. А оптимизация налоговых отчислений, столь популярная в остальном мире, нет, не запрещена, а попросту не находит применения. Налоги предприятий идут на нужды кантонов и общин, а расходование денег контролируется самими швейцарцами. Поэтому предлагать швейцарскому бизнесмену уменьшить налоги бесполезно: вас не поймут и не поддержат.
Общинами ли, кантонами, парламентом или правительством, в политике, экономике, культуре или бизнесе - решения принимаются прозрачно и демократично. И ежели какое-то из них покажется кому-то заслуживающим порицания - порицайте. Но уважайте, потому что так решил не высокий чиновник, государственный деятель или коллегиальный орган с когда-то делегированными ему народом полномочиями. Так решил народ.
Виктория Рубан, начальник отдела по связям с общественностью компании МТС-Украина