Мнение: Второй тур. Все равно

Кто бы ни победил на выборах президента и кто бы ни стал премьером – курс гривны к доллару будет устанавливать не победитель. А МВФ

Можно сколько угодно говорить, что по "индексу БигМака" доллар в Украине должен стоить меньше 4 грн. Можно еще рассказывать о том, что только от главы НБУ зависит, будет ли доллар стоить нынешние 8,15–8,20 или все-таки 6,5 грн. Это ничего не изменит: произошедшая год назад девальвация была неизбежна. Точно так же, как неизбежна предстоящая девальвация национальной валюты.

Власти слишком долго держали курс гривны искусственно высоким за счет иностранных кредитов и притока зарубежных инвестиций. Гривну дважды укрепляли политическими решениями – в 2005-м и 2008 годах. Это не могло остаться безнаказанным, и год назад курс нацвалюты начал падать.

Я хочу напомнить о том, как в 2006–2007 годах на полках супермаркетов сперва робко, а потом все смелее начала появляться российская и польская еда. Причем не красная икра и "Вудка выборова", которых в Украине по определению делать не могут, а сыр, шоколад, картошка и яблоки. Лично для меня это было первым сигналом, что с валютным курсом у нас явный непорядок.

Вторым тревожным сигналом стал безумный рост автокредитов. Сильным "курсовым индикатором" была расхожая шутка трехлетней давности о том, что свежий Lancer является не приметой преуспевающего белого воротничка, а признаком семилетнего долларового кредита, взятого менеджером среднего звена. И где этот менеджер? Где его валютный кредит? Не знаю. Знаю только, что тот заем стал частью нашего общего внешнего долга. Того самого долга, который сегодня тащит гривну вниз.

Если рассматривать судьбу гривны в 2010 году, то она выглядит вполне благоприятной: обещанного "после выборов" очередного транша кредита stand by от МВФ($3,5 млрд.) вполне хватит для того, чтобы правительство расплатилось по своим внешним долгам. С долгами частными дело хуже: украинские банки и компании должны выплатить зарубежным кредиторам в 2010 году около $18 млрд. – сумму, в 4 раза большую, чем последний транш кредита МВФ, и превышающую чистые резервы НБУ.

Но до сих пор украинским заемщикам удавалось договариваться с иностранными кредиторами: долги реструктурировали, выплаты растягивали во времени. Одним словом, есть шанс, что упомянутые $18 млрд. не будут предъявлены к оплате в нынешнем году – если дружба с МВФ продолжится. И, соответственно, у Нацбанка хватит валюты, чтобы удерживать гривну от стремительного падения.

Если дела в перспективе обстоят неплохо, так почему не укрепить гривну? Тем более что немало украинских политиков настаивают на 6,5 грн. за доллар. А дело в том, что укрепить не получится. Поскольку МВФ не считает среднегодовой курс ниже 8,5 грн./$ приемлемым для нынешних украинских реалий. Значит, какую бы фамилию ни носил будущий президент, некоторого удешевления гривны не избежать. Иначе охладеет дружба с МВФ, и, как следствие, будет подан плохой сигнал крупным иностранным инвесторам и кредиторам.

Еще надо помнить о том, что зарубежным инвесторам в момент входа в страну по душе дешевая национальная валюта. Украинской власти в ближайшие пару лет необходимо очень нравиться иностранным инвесторам. Может быть, даже больше, чем пенсионерам, привыкшим к дешевым турецким мандаринам и недорогим немецким таблеткам. Потому что следующие президентские выборы состоятся через пять лет. А парламентские, может быть, всего через несколько месяцев.

Плох или хорош такой сценарий, как плавное снижение курса гривны? Я считаю, что хорош. Поскольку альтернатива ему – обвал курса в несколько раз уже через год-полтора.

Александр Крамаренко, главный редактор журнала для частных инвесторов и потребителей "Деньги.ua"