Мнение: Коррупция – это плохо?

Вопрос или утверждение – сегодня уже непонятно. Объективно анализируя происходящее, понимаешь – тот, кто умеет "договариваться" быстрее достигает результата.

Никого не удивляет председатель регионального суда на роллс-ройсе или мелкие чиновники в часах за $100000. И не важно, что с его зарплатой нужно миллион лет, чтобы на это добро заработать. Вывод рядового гражданина – "живет круто, уважаемый человек, почему бы и мне не попробовать?" Не важно, что реальная зарплата чиновников не соответствует их видимым доходам, важно, что "доходные места" дают возможность аккумулировать власть и доступ к реальным активам.

Разве это плохо, спросит молодое поколение? Математическая логика не дает понимания, что коррупция – это зло. Непорядочность стала частью корпоративной культуры власти: дорогие часы, машины, усадьбы.

Добраться к власти, отвоевать территорию, сформировать силу, получить рычаги воздействия, расширить власть на предприятия, землю, недра, передел лакомых кусков – вот задача. Ужаснее то, что в нашем Законе (с бесконечным инструментарием) целый ряд возможностей решить ее легально, на первый взгляд.

"Без коррупции невозможно", - вердикт общества, имеющего опыт работы с судами, таможнями, медицинскими, общеобразовательными учреждениями. Честный человек становится музейным экспонатом, а понятие совесть – атавизмом.

Ощущение, что "власть понемногу переходит в руки дельцов, получивших капитал криминальным путем, и имеющим опыт бандитских войн 90-х годов!" Замечу, очень эффективные люди!

Недавно, находясь в одном учреждении, слышала, как обсуждается новый пакет антикоррупционных законов, за который проголосовали 11 июня 2009 и который скоро вступит в силу. Обсуждали живо, вниманием не обошли ни строку. Думаю, радостно "заработало". Недавно узнаю – уволилась верхушка чиновников, контролирующих основные процессы. Загадочно улыбаясь, отвечают: "Закон о коррупции". Мигрируют, действуют быстро и эффективно!

Но, придумай хоть сотню инструментариев в виде хороших законов, рекламируй их, чтобы ими пользовались, без изменения отношения к проблеме всего общества ничего не изменим. Нужно менять сознание и первое – вытеснить из него то, что "коррупция явление историческое и никуда от него не денешься".

У нас даже высший законодательный орган никаких антагонизмов не вызывает, хотя ассоциация заложена в названии. ВРУ – это не глагол, а руководство к действию, основа корпоративной культуры, так сказать.

Нашла в статье Оксаны Маркеевой сценарии будущего при развитии коррупции. Перспективы не радужные:

-режим декоративной демократии, общество в роли статистов, участвующих в периодических голосованиях с очевидным для элиты результатом;

-диктатура с внешними признаками стабильности;

-затяжная борьба между кланами, анархия, полная криминализация политсистемы, долгие годы руин;

- усиление за счет заграничной поддержки лояльных криминальных бизнес-группировок, пренебрежение национальными интересами, возможная потеря суверенитета.

Сегодня налицо признаки криминальной коррозии государственного механизма, где коррупция – важная составляющая процесса.

Общество молчит и занимается мелким "крысятничеством": взятка преподавателю, врачу, чиновнику, судье… Мы – молчим, соглашаемся, с интересом читаем из прессы об очередном беспределе.

Коррупция разъедает общество изнутри, а мы перестаем адекватно реагировать. Нам нужны разъяснения очередных антикоррупционных инструментов, возможно даже правильных. Но они не будут работать, если, используя их, будут ловить мелкую сошку за взятку в виде коробки конфет.

Эти разъяснения будут ложиться бездейственным грузом на нашу оскудевшую мораль, пока мы не возмутимся. Степень нашего возмущения заставит применить действующий закон к реально осуществимым преступлениям, без защиты хитро прописанными уловками в законе.

Нужно говорить не об инструментах, а анализировать преступления, чтобы понять - почему не наказали, помиловали, не могут разыскать. Лично мне интересно именно это!

Оксана Елманова, генеральный директор группы компаний FIM