Мнение: Зачем нам вся эта *#06#?
Предполагалось, что 16 февраля замолчат купленные украинцами в 2009 году контрабандные мобильные телефоны. Однако кара за неосторожность и погоню за дешевизной на нас с вами, грешных, так и не обрушилась
Процесс саботировали мобильные операторы, ссылаясь на техническую неготовность к отключениям. Однако государство не теряет надежды принудить их к таким радикальным мерам, не желая признавать, что идея с отключением – еще одно пополнение в его коллекции сомнительных инициатив по борьбе с контрабандой.
Ни отмена импортной пошлины в 2005 году, ни попытка прижать розничные сети, торгующие мобильными, не дала результатов – уровень контрабанды по-прежнему составляет 90%. Новой идеей стала регистрация при ввозе IMEI-кодов (они есть во всех телефонах стандарта GSM). Регулятор посчитал, что сознательный потребитель сам будет проверять, легально ли ввезена в Украину его будущая собственность. А тот, кто купит контрабанду, поплатится последующим отключением от сети оператора. Однако и этот механизм опирался на некоторые допущения, которые, как оказалось, были весьма условными.
Допущение первое: операторы будут отключать серые телефоны. Не берусь предсказывать, что они этого не будут делать вообще, но пока не торопятся. Мобильщики стали главными противниками начинаний регулятора: отключать телефоны, теряя при этом абонентов, просто не в их интересах.
Допущение второе: производители телефонов кинутся защищать конечного покупателя и начнут контролировать импортеров, а то и вообще перейдут на прямые поставки. Не тут-то было. Производитель в конечном итоге заинтересован не в заботе о покупателях, а исключительно в росте продаж. А любая процедура, которая усложняет процесс доставки продукции к потребителю, либо повышает стоимость, продажи, либо наоборот, снижает.
Допущение третье: украинские потребители быстро поймут новые правила и не будут покупать контрабанду. Здесь тоже все непросто. Вопреки стараниям государства и прессы (хотя пресса тоже распустила приличную порцию дезы), многие граждане по-прежнему не проверяют, ввезен ли покупаемый ими телефон в страну легально. Народ ведется на предложения мошенников решить проблему серого IMEI (да, операторы не рассылали предупреждений, но это не значит, что их не рассылал кто-то другой) традиционным способом – отправив сообщение на короткий номер и заплатив определенную сумму. Например, сотрудница пресс-службы одного из операторов действительно думала, что зарегистрировать свой телефон можно, отослав SMS. Горе-предприниматели по-прежнему везут по случаю из Штатов десяток iPhone-ов по заказу знакомых. Естественно, не регистрируя их на таможне и в Укрчастотнадзоре. Неосведомленность, с одной стороны, настраивает население против новых правил, а с другой – увеличивает число потенциальных жертв пресловутого отключения (если оно, конечно, состоится).
Допущение четвертое, оно же результат: доходы бюджета возрастут, а контрабанда исчезнет. Что есть – того не отнять. В Укрчастотнадзоре сообщают о 400 млн. грн. дополнительных поступлений в бюджет от легализации импорта. Это все же в два раза меньше, чем глава Нацкомиссии регулирования связи Колобов обещал вице-премьеру Турчинову в апреле, однако для страдающего дырами госбюджета все же хорошо. Вопрос лишь в том, почему столь доходная инициатива была реализована во время обвала рынка, а не ранее, когда он рос на 10–20% в год? Да и контрабанда, уровень которой якобы снизился до 10% в 2009-м, стала, очевидно, просто невыгодным делом. Ведь в минувшем году украинцы все меньше покупали элементы стиля и признаки статуса, останавливая свой выбор на дешевых телефонах. А их, по словам производителей, вполне можно завозить и легально – на стоимости это существенно не отразится.
А *#06# – это совсем не то, что вы подумали. Набрав этот код, можно узнать IMEI своего телефона. Отправьте его на номер 307, и будет вам счастье.
Игорь Бурдыга, корреспондент ИА "Интерфакс-Украина"