"Важно не что произошло, а что об этом говорят", – это правило поведения в информационном мире приходит на ум в связи с реакцией политиков и активной части общественности на голосование в Парламентской ассамблее Совета Европы, которое происходило поздним вечером 24 июня.
Как известно, 118 депутатов поддержали документ, который открывает путь делегации РФ к возвращению в ПАСЕ. 62 голосовали против, десять – воздержались.
С виду резолюция носит нейтральное название "О совершенствовании процесса принятия решений Парламентской ассамблеи относительно полномочий и голосования", состоит из двенадцати пунктов и касается всех участников. Но страсти разгорелись вокруг пунктов 8 и 10. В них говорится, что все государства-члены СЕ должны иметь право на равноправное участие в Комитете министров и в Парламентской ассамблее, а также сохранять право голоса, выступать и быть представленными в ассамблее и ее органах.
Напомним, вследствие аннексии Крыма и оккупации отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины ПАСЕ в 2014 и 2015 годах ограничивали права делегации РФ, в частности — голосовать по резолюциям, участвовать в выборах генсека, судей ЕСПЧ и комиссара по правам человека. В знак протеста российская делегация перестала в 2016 году ездить в Страсбург, а с 2017-го платить взносы в бюджет СЕ. Долг РФ перед Советом Европы составляет €75 млн.
Примечательно, что аналогия с мюнхенским сговором, которую муссируют в социальных сетях политически озабоченные украинцы, посетила и британского депутата от Консервативной партии Роджера Гейла, который заявил, что "сэр Уинстон пришел бы в ужас", если бы стал свидетелем дебатов в ПАСЕ. "В обмен на 70 млн сребреников Российская Федерация требует вернуть полномочия ее делегации и поменять регламент. Мы что, должны поддаться этому жестокому шантажу? Если так, то это стыдно!".
Собственно, сенсации не произошло. О том, что ПАСЕ хорошо бы вернуть полномочия российской делегации, неделю назад говорили в присутствии президента Украины Владимира Зеленского президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Мангела Меркель. А это значит, что глава украинского государства был осведомлен о предстоящем решении, но продемонстрировал свое полное невежество, как во внешней, так и во внутренней политике, опоздав с публичной реакцией на ожидаемое событие, способное вызвать широкий резонанс.
Вместо того чтобы заранее подготовить заявление, в котором говорилось бы, что "дорогие украинцы, резолюция ПАСЕ означает блаблабла, но это не значит, что блаблабла, и мы все равно не уступим и продолжим блаблабла, и сделаем их вместе, дуже дякую", Зеленский отмалчивался. Свои однозначные комментарии сделали не только члены украинской делегации в ПАСЕ, но через Twitter, Facebook и даже Instagram поспешили выразить свое мнение о случившемся Петр Порошенко, Владимир Гройсман, Арсений Яценюк.
Хорошо, вынесем за скобки Яценюка и попробуем объяснить такую быстроту реакции со стороны Порошенко и Гройсмана тем, что они участвуют в парламентских выборах, заряжены на борьбу за избирателей и используют любой повод для привлечения к себе внимания. Но ведь недавняя президентская кампания, в которой победил Зеленский, чем отличалась, давайте вспомним. А тем, что Зеленский хранил молчание, за него отдувались "горящие головы". И могло сложиться впечатление, что Зеленский тоже каким-то образом причастен к выборам в Верховную Раду. Пока с задержкой в несколько часов не сделал соответствующее заявление.
Разумеется, политические оппоненты Зеленского не упустят своего шанса потрепать его имя в контексте агрессии Кремля и реванша одиозных политиков времен Виктора Януковича. И попробуй докажи, что резолюция ПАСЕ принималась в течение одного дня, а готовилась на протяжении нескольких месяцев – это как минимум. И что это скорее наследие проклятого прошлого периода Порошенко, чем провозвестник светлого будущего периода Зеленского.
Известно, что самая крупная победа в спорте начинается с минимального счета 1:0. Но и разгромное поражение тоже ведь начинается при счете 0:1.