Имитация антикоррупции. Почему пожизненное для казнокрадов — всего лишь политическая спекуляция
Вслед за президентом популярную в народе "антикоррупционную лошадку" оседлали парламентские оппозиционеры. Тема ведь хайповая. Так законопроект №4242, предлагающий закрывать коррупционеров пожизненно, на свет и появился.
Обрекать на пожизненное заключение хотят за совершение преступлений, предусмотренных 191-й, 209-й и 368-й статьями УК. Это присвоение, растрата имущества или завладением им путем злоупотребления служебным положением, легализация имущества, полученного преступным путем и принятие предложения, обещания или получение неправомерной выгоды служебным лицом соответственно.
И ныне действующий Уголовный кодекс Украины предусматривает за эти художества весьма серьезное наказание – до двенадцати лет лишения свободы. Это, если кто вдруг не понимает, очень много. А теперь давайте вспомним фамилии видных коррупционеров, посаженных на двенадцать лет! Хотя бы за последнюю пятилетку.
В том и проблема. Можно ведь сажать коррупционеров не в тюрьму, а сразу на кол. Можно даже наказывать их посредством разрывания лошадьми, но толку от этого не будет. Если неотвратимостью наказания в стране даже не пахнет, то пугайте хоть казнями египетскими. Есть ли преступнику дело до наказания, которого тот НЕ ПОНЕСЕТ?
О том, как нынче все работает, вы и сами знаете. Украл булочку – сядешь в тюрьму. Украл миллион – сядешь в депутатское кресло.
Кое-что, правда, пожизненное за коррупцию наверняка изменит. Я говорю о ценах за закрытие соответствующих дел. То есть, антикоррупционный законопроект хорошенько простимулирует коррупцию в правоохранительных органах. А еще это прекрасный механизм давления на не слишком сговорчивых чиновников.
Тут нужно заметить, что гражданин, затевая недоброе, крайне редко задумывается о наказании. Мысль о том, что двенадцать лет в тюрьме еще можно выдержать, а пожизненно – ни за что, его не посещает. Злоумышленник твердо уверен в том, что сумеет избежать наказания. Потому, что самый умный.
В советской Украине, к примеру, за кражу можно было встать к стенке. В период с 1971-го по 1991-й за кражи в особо крупных размерах в СССР к смертной казни приговорили аж тринадцать человек. А воровать почему-то не перестали. Притом, что с неотвратимостью наказания все в те времена было просто замечательно.
Не станем забывать и о том, что субъект преступления по 191-й статье УК – общий. Это и министр, укравший пару миллиардов из "медицинского" бюджета, и кассир, присвоивший банковские деньги, и даже кладовщик, умыкнувший вверенное имущество. И каждого сажать пожизненно?
Пожизненное, в данном случае, является непропорциональным наказанием. Сегодня таковое предусмотрено лишь за те преступления, что посягают на жизнь и здоровье человека. Умышленное убийство, совершенное с особой жестокостью, двух и более человек, малолетнего ребенка или беременной женщины, а также повторное изнасилование или террористический акт, в результате которого погибли люди.
Все мы безумно устали от коррупции, но этот законопроект вовсе не о том, как ее задушить. Он скорее о том, как быстро и дешево понравиться избирателю, попутно усугубив и без того серьезную проблему.
Первоисточник.
Публикуется с согласия автора.