Мнение: Время брендить

В будущем соревноваться за лучшие умы, крупных инвесторов и туристов будут не страны, а города

Related video

Многие города уже сегодня имеют не национальную, а мировую прописку. По одному лишь образу Тауэрского моста, или Статуи Свободы, или Оперного театра мы узнаем Лондон, Нью-Йорк, Сидней. Достаточно сказать "Вечный город", "Город влюбленных", "Северная Пальмира", и мы понимаем, что речь идет о Риме, Париже, Санкт-Петербурге.

Конечно, можно сказать, что Парижу, Риму и Лондону повезло — им досталось шикарное историческое наследство. Однако наше время изобилует примерами, когда бренд города создавали люди, в нем живущие. Люди, любящие свой город и не желающие никуда уезжать. Эти люди объединяют силы для проявления бренда города, разработки новых образов и качественного их продвижения. Создаются некоммерческие и коммерческие проекты, привлекающие туристов, жителей и инвесторов, — музеи и фестивали, индустриальные парки и креативные пространства, легенды и туристические маршруты.

Бренд города — это не логотип, который можно нанести на футболку или чашку, наклеить на бампер или поставить на корпоративный сайт. Бренд — это отражение духа города, ответ на вопрос: "Зачем город миру?". Это его миссия, специфические ценности и стили поведения горожан.

Когда разрабатывается бренд фирмы, всегда есть директор или собственник, которому принадлежит последнее слово. Он заказчик, и он оценивает результат. В городе все иначе — все его жители являются его собственниками, они сами себе заказчики и исполнители задачи брендинга. Все они творят город, и хотелось бы сделать это влияние осознанным и целеустремленным, выйти из тупика и не ждать, когда власть проснется.

Кто-то должен сделать первый шаг. В начале этого года я решил сделать такой шаг и присоединился к команде "ВикиСитиНомика". Это группа специалистов из разных сфер деятельности, объединенных общей идеей разработки и внедрения новых социальных технологий брендинга городов и системной интеграции городских сообществ. Мы начали работать с городскими сообществами в Николаеве, Одессе, Киеве, на очереди Львов, Харьков и другие города. Мы узнали сами и показываем другим, что очень разные люди, с разным опытом и жизненным багажом, и даже с конкурентными целями — могут работать вместе. Да, для этого нужны новые навыки: сотрудничество вместо конкуренции, доверие, взаимопонимание, открытость, умение делиться, брать на себя ответственность. Мы поняли, что развитие культуры сотрудничества — пожалуй, самая важная инвестиция в будущее нашей страны. Получается, что бренд города — это не просто маркетинговая "фишка", это точка интеграции и опоры, так необходимая горожанам, это учебный проект по освоению стратегии новой экономики. Это то, что, прежде всего, нужно не нашим городам, а нам – городским жителям.

Сет Годин, один из самых известных публицистов и гуру бизнеса, сказал: "Вызов нашего времени можно сформулировать так: создание организаций и платформ, которые помогают воспламенить и координировать элиты, где бы они ни были. Именно так, в конце концов, начинаются перемены". Так вот, я хочу вам сказать: брендинг городов — как раз про это.

Валерий Пекар,член команды "ВикиСитиНомика",президент компании "Евроиндекс"