Мнение: За что я не люблю истериков

Истерики в экономике – опаснее воров

Related video

Недавно мне довелось прочитать в весьма уважаемых изданиях несколько панических публикаций о том, что Нацбанк невесть на что транжирит валютные резервы и вот-вот грянет девальвация. И еще о том, что люди лихорадочно забирают депозиты из банков.

У меня три новости. Одна – хорошая. Другая – похуже. Третья – совсем дрянь. Начну с третьей, самой неприятной. Мои коллеги из числа паникеров соврали. На самом деле депозитов с каждым месяцем в банках все больше. С января по июнь их стало больше почти на 8%, а точнее – на 21,6 млрд. грн. Это на самом деле очень много – примерно с 2,52 млрд. долларов. Но, к сожалению, не все банки распорядятся полученными деньгами должным образом. Если НБУ не постесняется нам сообщить, осенью мы узнаем, кто из банков проедал клиентские деньги, а кто действительно пускал их в рост. Но, боюсь, Нацбанк опять будет скромничать. Примерно так же, как скромничал летом 2008 года, когда ныне уже не существующие украинские банки предлагали своим вкладчикам ну очень заманчивые проценты.

Вторая новость – о том, что в Украине падает экспорт и растет импорт. Это чистая правда. Но не вся. Рост импорта прекратился полгода назад – после почти года бурного подъема. Экспорт продолжает расти, хотя и медленнее, чем хотелось бы.

Разница между экспортом и импортом по итогам I квартала нынешнего года составила чуть более 2 млрд. долларов – на такую сумму товаров и услуг ввезено больше, чем вывезено. При таких экспортно-импортных раскладах валютных резервов – реальных, не нарисованных в бухгалтерском воображении – хватит примерно на два с половиной года.

И это совсем неплохая новость. Потому что помимо резервов НБУ есть еще иностранные кредиты и даже иностранные инвестиции, ведь валюта в Украину поступает не только в обмен на сталь или подсолнечное масло. Ее сюда заводят банки и иностранные покупатели (к примеру, "Укртелекома").

Да, украинские компании должны иностранцам астрономические суммы. Но зарубежные кредиторы не торопятся требовать долги сразу и полностью. Причин три: во-первых, украинские должники довольно аккуратно рассчитываются, во-вторых, они платят такие проценты по кредитам, что ни в каких америках и британиях иностранным кредиторам подобные прибыли не снились. В-третьих, не секрет, что кое-какие компании и банки брали кредиты у своих же собственников, чтобы потом в виде процентов по таким займам элегантно и законно выводить за рубеж полученную реальную прибыль.

Что из всего этого следует? Ну, как минимум то, что без особых политических причин – а их сейчас нет – устраивать резкую или даже плавную девальвацию в ближайшие месяцы никто не возьмется.

Сторонникам версии о валютном заговоре я советую внимательно читать сайт Нацбанка: о предстоящем осенью 2008 года кризисе там можно было узнать примерно за 9 месяцев – по статистике украинской внешней торговли. Есть и другие "флажки", которые понимающему человеку видны издалека. Настолько издалека, что кричать об августовской девальвации вряд ли стоит.

Так знаете, почему я не люблю истериков? Потому что если в экономике дела идут хорошо, то люди вскоре с облегчением забудут о несбывшихся жутких прогнозах. А вот если ситуация не слишком обнадеживающая, то разогретая истеричными прогнозами толпа может превратить страшилки в реальность. К примеру, если на рынке относительное, но не очень прочное равновесие, паника вполне способна нарушить его и обвалить валютный курс.

Ну а Нацбанк? А что Нацбанк – до тех пор, пока он таинственно молчит по поводу величины чистых валютных резервов и реального состояния банковской системы, эфир и газетные полосы будут засоряться истеричными прогнозами и оценками.

Александр Крамаренко, главный редактор журнала для частных инвесторов и потребителей "Деньги.ua"