Не черно-белая история. Почему последователи Вятровича напоминают советских коммунистов
В формировании исторической памяти очень важна точка отсчета. Очень важно понимать преемственность исторического процесса и его постепенность. Ведь даже революционные изменения имеют естественные ограничения в своей радикальности: автомобиль может разогнаться до 100 км/ч за 2,5 сек. Но мгновенно — никогда.
В современном украинском национал-патриотическом дискурсе деколонизация и декоммунизация переплетены в единый нарратив. По иронии судьбы, современные украинские интеллектуалы, которые пытаются смотреть на украинские реалии сквозь призму деколониализации, только подражают украинским коммунистам 1920-х.
Приведу всего несколько фактов и цифр, которые показывают, что сегодняшние последователи Вятровича — прямые идейные наследники украинских национал-коммунистов.
Именно в 1920-х и именно в советской Украине впервые было сформулировано утверждение, что Украина была экономической колонией царской России. "Малая Советская Энциклопедия" 1931 года издания утверждает, что Украина "в XIX столетии превратилась в российскую колонию, колонию, в которой российские власти начали искоренять все черты ее национального характера".
Показательно, что украинские коммунисты отмечали, что советская власть ликвидировала эту экономическую асимметрию в отношениях "двух братских республик". И во многом именно при советской власти Украина стала одним индустриально-промышленных и научных центров СССР.
Именно в составе УССР "украинцы впервые получили признанную центром национальную территорию, которая охватывала большинство этнических украинцев и имела собственные политические институты и символы. В отличие от царских времен, когда малороссов считали частью всероссийского народа, теперь их признавали самостоятельной нацией с собственным языком".
"В 1920 году украинское язык стал обязательным языком школьного образования, тогда как в царской империи не было ни одной украиноязычной школы".
"Политика украинизации имела убедительные результаты. В 1923 году 76%, а в 1929-м уже 97% этнических украинцев учились в украиноязычных школах. В 1933-м украиноязычные школы составляли 88% всех школ в Украине, тогда как доля украинцев в общей численности населения Украины составляла 80 % ".
"Тиражи украиноязычных газет с 1923 до 1930 года выросли с 12% до 90%, тогда как тиражи русскоязычных периодических изданий соответственно упали".
"В 1923 году украинский язык получил в советской Украине статус государственного. Чиновникам, которые в течение года не овладели украинским, грозило увольнение".
"В 1922 году только 22% членов коммунистической партии Украины были украинцами (русские составляли 54%), а 1933-м украинцы среди членов партии составляли уже 61% (русских было 23%)".
"Доля украинцев среди городского населения выросла с 32% в 1920-м до 41% в 1926-м, и в процессе индустриализации увеличивалась дальше".
Все это цитаты из замечательной книги "Неравные братья. Украинцы и россияне от средневековья до современности" швейцарского историка Андреаса Каппелера, которая переведена как на русский, так и на украинский языки.
Эти цифры и факты свидетельствуют о ложности "галицкого нарратива" в украинском историческом дискурсе. Потому что галичане, к которым советская власть пришла только в 1939 году, и которые действительно никогда не были ни со-творцами Российской империи, ни со-творцами Советского Союза, естественно идентифицируют советскую власть со сталинским режимом. Что далеко не то же самое.
В конце концов, всем современным радикал-украинизаторам следует честно признать, что они духовные дети украинских национал-коммунистов 1920-х годов. И тогда надо выбирать между декоммунизацией или деколонизацией Украины. А то как-то ненаучно получается.
Я далек от глорификации советской власти или от оправдания преступлений, которые она совершала, в том числе и в Украине. Но я категорически против черно-белого взгляда на историю, который исповедуют наши национал-патриоты. Потому что восприятие всего разнообразия реальности и сложности и неоднозначности исторического процесса и является настоящей декоммунизацией сознания.
Публикуется с согласия автора.