Если вас забанят везде – вас нет! Как цифровая война с Трампом отразится на Украине

Совместная блокировка доступа действующего президента США Дональда Трампа к соцсетям Twitter, Facebook, Instagram, видеохостингу YouTube и даже ограничение использования хэштегов для его поддержки в подростковом TikTok показывают, что новый цифровой мир, которым нас пугали в "Черном зеркале", уже наступил — незаметно, но безвозвратно.

Еще в одном голливудском фильме, предсказывающем цифровой апокалипсис ("Анон"), вне закона считались все люди, не имеющие аккаунтов в соцсетях. Однако, отдавая свою личность в цифру, многие не понимают, что тем самым они попадают и в неконтролируемую зависимость. 

Еще вчера бан в Facebook на месяц выглядел забавным приключением, пользователи даже испытывали нечто сродни гордости: меня забанили, я крут! Но теперь нужно понимать: если вас забанят везде — вас нет! 

Сегодня частная корпорация обрежет доступ президенту Трампу к "твитам", а завтра кто-то лишит президента Зеленского возможности запиливать "видосики". Это у многих вызывает радость и иллюзорное чувство демократии. Но если разобраться в ситуации, тут демократией и не пахнет.

Вспомним, какую эйфорию вызывало появление соцсетей, первых блогеров, позже — телеграм-каналов. Казалось, они несут свет правды и свободы, в отличие от скучных традиционных медиа. При этом, до поры до времени все упускали из виду одну большую разницу: классическое СМИ несет ответственность за свои слова по закону, блогер несет только зарплатную карточку от заказчика.

Відео дня

Медиа Фокус не может позволить себе написать про любого политика, что он урод, коррупционер и вообще "велика падлюка", не основываясь на решении суда, либо не ссылаясь на некие компетентные мнения. 

Качественное СМИ опросит экспертов из разных лагерей, чтобы понять: буйство в Капитолии или на минских улицах — это революция или мятеж, как высказался Джо Байден. Это трудно, дорого стоит, но правильно и честно. 

И этим любое СМИ отличается от постов в соцсетях, ""видосов" на платформах и анонимных каналов. Возможно, сейчас многие начнут понимать эту разницу. 

В соцсетях легко оболгать любого человека, не неся ответственности. Но и пользователь и владелец аккаунта или канала не защищен ничем против таких же действий в отношении него. Частная компания "выпилит" все его профили — и, до свидания, активист. Откроешь свою сеть? Тогда отрежут хостинг. 

Именно так случилось с социальной сетью Parler, на которую начали массово переходить поклонники Трампа. Тут же Google закрыл возможность скачать это приложение в своем магазине, а Amazon перестал предоставлять услуги хостинга. Тотальное стирание. Это ли не про Большого Брата? 

Поэтому радость от возможности заблокировать самого Дональда Трампа преждевременна. В Украине, безусловно, многим захочется повторить пример Америки, без суда и следствия блокируя неугодных. 

Более того, о некой безальтернативности цензуры даже высказался главный советник по всем вопросам Офиса президента Тимофей Милованов. Он написал, что цензура стала неотъемлемой частью свободы слова, вероятно, забыв, что цензура у нас запрещена законом.

На самом деле, если мы стремимся к демократии, то необходимо принять закон, который введет правила работы для соцсетей и блогеров на уровне СМИ. Ведь "Кока-Кола" торгует по украинским правилам, а "Макдоналдс" зарегистрирован, как украинский ресторан. Почему тогда мы должны подчиняться правилам иностранных соцсетей? 

Однако, и здесь нужно быть внимательными к решениям власти. "Пилить видосики" имеет право каждый, но и нести ответственность за их содержание должен тоже каждый. 

При этом, меру ответственности должен определять не цензор, за что с радостью ухватятся различные чиновники, а, согласно закону, суд. Ни Нацсовет, ни "совет при совете", ни любой иной свежеизобретенный орган, кроме суда, не должен иметь права на прекращение работы СМИ. У нас в законодательстве достаточно четко выписано, что имеют право делать и что запрещено медиа.  

Безусловно, это не остановит ретивых, ведь, пример с Трампом показал, как легко и просто можно "зарешать" проблемы с любым медийным персонажем, поэтому, можем ждать первых примеров подобного рода и в нашей стране.