Побег из большого города. Почему все больше бывших горожан переезжают в село

В плотно населенных городах невозможно обеспечить доступ к свежим органическим продуктам питания, чистой энергетике, сколько-нибудь приемлемый уровень безопасности, как от антропогенных факторов, так и от инфекций. Причем, это проблема не украинская, а глобальная.

Related video

В Украине пошел откат от урбанизации. Достигнув своего предела в 69,6% городского населения на самой большой территории Европы, украинцы начали выезжать загород с коэффициентом урбанизации -0,33% в год.

Это позитивный тренд, который позволит поднять экономику украинского села и обеспечить доступ к экологическим ресурсам для бывших жителей городов.

Все больше людей понимают, что нужно больше смыслов, чем маникюрщица в подъезде, чтоб оставаться в городе.

Если вы попробуете применить любую из доступных метрик оценки устойчивых сообществ, то увидите, что урбанизация – это тупиковая ветвь эволюции. 

В плотно населенных городах невозможно обеспечить доступ к экологическим ресурсам, свежим органическим продуктам питания, чистой энергетике, невозможно обеспечить сколько-нибудь приемлемый уровень безопасности как от антропогенных факторов, так и от инфекций и т.д., и т.п..

Причем, это проблема не украинская, а глобальная. В Украине это усугубляется структурой экономики. 

В глазах приезжих из провинции — это "синдром эльдорадо", возможность что-то урвать вместе с теми, кто ворует из бюджета, продает власть и занимается мародерством изношенной инфраструктуры.

Поэтому удивительно, что в Киеве еще не продается жилплощадь в гаражах, бойлерных помещениях и других экзотических местах.

При этом, социальной сплоченности вообще никакой. Люди даже не знакомы со своими соседями по лестничной клетке. "Клетка", слово-то какое живописное.

На таком фундаменте невозможно выстраивать устойчивое развитие. Хотя этот термин ни на русском, ни на украинском мне не нравится. Он не отображает изначального смысла, который был в английском языке.

Sustainability = sustainable ability. Т.е. устойчивость = постоянные возможности.

Возможности для чего?

  • Для общего адаптационного синдрома, т.е. для организма восстановиться, а не дышать смрадом, или слушать во сне звуки города.
  • Для экономического воспроизводства, т.е. для накопления и создания новых благ, а не для жизни от зарплаты до зарплаты.
  • Для качественной социальной жизни, когда ваши соседи с вами заодно по очень многим вопросам. 
  • Для жизни в гармонии с природой и с самими собой.

Многие люди люди даже не пытаются критически анализировать стереотипы, в плену которых живут. Ну, вот, к примеру, стереотип "в городе безопаснее, чем в селе". Чем? Чем в селе. Сравните количество преступлений в Киеве и вне его. Где же безопаснее?

В селах нет стационаров. На самом деле такие чудесные клиники как Киберклиника, Инновация, Лиссод, Мануфактура и мн. др. находятся именно в селах, но нужен ли вам действительно круглогодичный доступ в стационары? Вы что, в вегетативном состоянии?

В городе лучше окажут первую помощь. На самом деле, что в Киеве, что в селах, средний доезд скорой очень сильно не вписывается в платиновые 15 минут и в золотой час. Поэтому устойчивым и разумным выбором было бы вместе с соседями научиться доврачебной помощи и иметь в наличии дефибриллятор, ЭКГ с доступом к сети, аптечку с кровоостанавливающими, гипотензивными и пр. 

Ах да, я все время забываю, что городские жители даже не знакомы с соседями по лестничным клеткам. 

Кроме того, уровень мотивации и подготовки врачей скорой помощи в киевской городской сети, а так же уровень готовности городских стационаров — ужасный. 

На моих глазах врач, смотря на ЭКГ, где была полная блокада и чрезмерно удлиненный QRS вкупе с явными симптомами инсульта выдала "ну, на кардиограмме все спокойно, бабушка просто устала, мы поехали". 

В частных клиниках, конечно, получше, но из-за того, что они рассчитаны только на богатых, в случае существенной эпидемической нагрузки время ожидания частных скорых растягивается на 3-8 часов, а положить больного в частный стационар иногда не представляется возможным.

Если вы живете в стране без здравоохранения, то "мест получше" не бывает. Все уязвимы приблизительно одинаково. Поэтому в любом коллективе, на любой территории должны быть минимальные инструменты и компетенции, чтоб не умереть от ТОП-10 ургентных причин смерти.

В этом плане, как правило, городские жители, которые привыкли, что за них все кто-то сделает, конечно же, в значительно более уязвимом положении. Большинство из них в критической ситуации умеют только ныть.

Когда у нас в Украине говорят об устойчивых или даже экопоселениях, у обывателя в основном рисуется образ домика хоббитов, всякие хиппи с открытым третьим глазом и "Кумбая" у костра.

Конечно же, это не имеет ничего общего ни с концептом устойчивого развития, ни с конкретными метриками, которые используются по всему миру.

К примеру, в объединенной Европе, куда мы так стремимся, для оценки устойчивости населенных пунктов используются следующие параметры:

  • 1. Переполненность. Этот показатель отражает процент популяции, у которого нет своего личного пространства. Т.е. это может быть всего одна комната на домохозяйство, меньше одной комнаты на пару в домохозяйстве, меньше одной комнаты на каждого взрослого, меньше одной комнаты на разнополых детей, меньше одной комнаты на двух детей младше 12 лет.
  • 2. % популяции, который страдает от шума из-за невозможности приобрести лучшего качества жилье.
  • 3. Количество смертей в ДТП.
  • 4. Площадь территории на душу населения.
  • 5. Качество воздуха.
  • 6. % перерабатываемого мусора.
  • 7. % популяции, сообщающей о преступности на их территории.
  • 8. Доступ к общественному транспорту. 
  • 9. Вторичная переработка воды.
  • 10. Финансовая нагрузка на содержание жилья — более 40% дохода домохозяйств.

Это все. 

Как можно убедиться, эти показатели совершенно универсальны как для города так и для села.

Поэтому, когда некоторые товарищи впадают в приступ снобизма, я вспоминаю момент, как потрепанная Гурченко выбегала с переговоров с криком "Деревня!" в фильме "Любовь и голуби".

Единственное, что нужно отметить, так это то, что в официальной статистике ЕС измеряется устойчивость городов и общин. У нас тоже есть территориальные общины, но эта форма организации больше об администрировании, чем о реальной социальной сплоченности.

Поэтому, наверное, в дальнейшем я перестану использовать слово "село", к которому у меня совершенно нет никакой аллергии. Вместо него будут применять европейский термин "община" (community).

Первоисточник.