Под прессом. Какие риски несут для Украины мировые стандарты налоговой прозрачности

Если для стран "золотого миллиарда", уже обладающих сложнейшей архитектурой налоговых систем и армией квалифицированных консультантов, аудиторов и юристов, новые веяния причинили ощутимое, но не критическое неудобство, то для государств со слабой экономикой их внедрение близко к шоковому. 

Фото: Pixabay
Related video

Волна мировой налоговой прозрачности за последние 5-8 лет принесла в большинство национальных законодательств огромный массив сложнейших процедур администрирования и контроля. На головы налогоплательщиков пролился водопад незнакомых аббревиатур и сокращений — antiBEPS, FATCA, GAAR, CFC, Country-by-Country report etc ( международные стандарты налоговой и финансовой прозрачности — Ред).

И если для стран "золотого миллиарда", уже обладающих сложнейшей архитектурой налоговых систем и армией квалифицированных консультантов, аудиторов и юристов, новые веяния причинили ощутимое, но не критическое неудобство, то для государств со слабой экономикой их внедрение близко к шоковому. 

Существующие на сегодня первичные исследования по оценке тех или иных новаций показывают следующие возможные риски для Украины:

  • влияние на ВВП — НЕГАТИВНОЕ (минус 1% — 1,3% ВВП в зависимости от объема внедряемых правил, а у нас оно близко к максимальному);
  • воздействие на инвестиции — умеренно НЕГАТИВНОЕ (повышение стоимости капитала);
  • обострение НАЛОГОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ между странами;
  • максимальный эффект смогут получить, в лучшем случае, лишь богатые страны — технически сложные процедуры, включая бремя доказывания позиции в судах и переговорах/спорах с правительственными органами других стран ставят менее обеспеченные ресурсами государства в НЕВЫГОДНОЕ положение. Для примера, проект antiBEPS суммарно составляет около 4 тысяч страниц, что вряд ли делает жизнь плательщиков налогов и государственных органов проще);
  • затраты налогоплательщиков на соблюдение требований законодательства и налоговая нагрузка — РАСТУТ (эффект разрушительнее при смещении в сектор среднего и малого бизнеса, практически не готовых к резким и сложным изменениям).

Весьма интересным научным обзором в указанной сфере стала февральская работа экспертов МВФ "At A Cost: The Real Effects of Thin Capitalization Rules" о влиянии на инвестиции правила тонкой капитализации (в Украине работает с 2015 года, но подвергнуто модификации Законами прошлого года — 466 и 1117). 

Используя данные из 34 стран за девятилетний период времени, делается вывод об отрицательном инвестиционном эффекте для экономики при введении правила тонкой капитализации, при этом негативный эффект возрастает с ростом установленной законом ставки налога на прибыль. 

Всем вышеперечисленным ложкам дегтя противостоит лишь две бочки меда: потенциальное снижение уровня избегания налогообложения и реальный рост сбора налогов.

Очевидно, именно последнее является определяющим для украинских экономических властей. 

А жаль, пенсии и иные социальные гарантии гораздо проще обслуживаются при растущей экономике, чем за счет агрессивного роста налогового и административного давления на бизнес и экономически активное население.

Первоисточник.

Публикуется с согласия автора.