Солдат защищает страну, а страна — солдата. Чему Украина может поучиться у Армии обороны Израиля
В рейтинге военной мощи Global Firepower 2020 года, ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) занимает 18-е место среди 137 стран. Как Израилю с его 9 млн населения все же удалось создать одну из самых мощных армий мира?
Армия Израиля — одна из сильнейших в мире. Страна входит в "клуб ядерных держав". Несмотря на то, что Израиль не комментирует информацию о наличии ядерного оружия, известное выражение Голды Меир не оставляет сомнений: "Во-первых, у нас ядерного оружия нет, а во-вторых , если потребуется, то мы его применим".
В рейтинге военной мощи Global Firepower 2020 года, ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) занимает 18-е место среди 137 стран. Как Израилю с 9 млн населения все же удалось создать одну из самых мощных армий мира? Есть несколько факторов, о которых я могу рассказать.
Солдат защищает страну, а страна, в свою очередь, страна защищает солдата. Когда израильский военный попадает в плен, он не просто вынужден, он обязан рассказать врагу всю информацию. Таким образом сокращается вероятность того, что человека будут пытать и нанесут непоправимый вред психике.
Также израильское командование понимает, что врагу рано или поздно станет известна информация о дислокации войск, боевой техники и т.д. Они не колеблясь могут принимать решения об изменении позиций и тактики. ЦАХАЛ останется только в выигрыше. И если уж ты попал в плен, как правило, тебя оттуда вытащат.
Хрестоматийным примером стала операция по обмену Гилада Шалита в 2011 году, когда одного солдата обменяли на 1027 террористов. Это были настоящие убийцы, виновные в смерти сотен людей. Выпускать их было рискованно. Они снова продолжили бы свою "священную миссию". Собственно, так и было. Вот только думали израильтяне об этом в последнюю очередь. На первом месте была жизнь человека.
ВажноА террористов, этих бывших осужденных обмененных на капрала, ЦАХАЛ снова ловил. Некоторым зачитывали приговоры и сажали на несколько сроков, отбыть которые не хватит жизни. Эта история до сих пор шокирует.
Был у меня друг, Реувен Динель, израильский дипломат, посол Израиля в Украине (2011-2014 г.), который несколько лет назад умер. В начале 1990-х годов он был в составе дипломатической миссии Израиля в России, будучи подполковником Моссад. За это его обвинили в шпионаже и объявили персоной нон грата.
Как-то мы сидели с ним у меня дома. В Израиле в то время происходило обострение конфликта. Реувен не скрывал своего волнения, потому что его сыновья служили на передовой.
Меня это откровенно удивило и я спросил у него, разве ему не хотелось использовать свое влияние, чтобы помочь своим сыновьям "откосить" от армии. Он воспринял эти слова как оскорбление и сказал: "Никто не смеет уклоняться от армии".
Далее мы обсудили обмен одного солдата на 1000 террористов, о котором я написал выше. Он тогда сказал, что с одной стороны, теперь террористы будут вылавливать намеренно израильских солдат для того, чтобы делать такие "выгодные" обмены, а с другой, "если бы на месте этого солдата был мой сын, я бы отдал половину Израиля, чтобы сохранить ему жизнь".
Успех операций израильской армии связан с тем, что ее стратегическая доктрина имеет оборонительный характер, а тактика — наступательная.
Поскольку в стране отсутствует территориальная глубина, армия вынуждена брать на себя инициативу там, где это необходимо, а в случае нападения мгновенно переносить театр военных действий на вражеские земли.
Хотя армии противника всегда превосходили ее по численности, армия Израиля имеет неоспоримое качественное превосходство. Конечно, из-за того, что страна использует новейшее оружие, изготовленное собственными силами, и человеческий потенциал.
Особое внимание израильские власти уделяют вооружению солдат. Оружие, в большинстве случаев, страна производит сама, или совместно с американцами.
С начала создания израильской армии встал вопрос об оружии. Израилю нужна была сильная оружие и индустрия, которая бы удовлетворяла особые потребности.
Технологии были необходимы, чтобы справиться с внешними угрозами. И во время войны 1973 года тот небольшой флот, который был тогда на балансе Израиля, был полностью укомплектован израильскими технологиями.
Однако после 1973 года пришло понимание, что армия требует качественных изменений. Поскольку военная служба в Израиле обязательна, в армии ежегодно начали выбирать наиболее способных юношей (предварительно проведя тестирование), которые выпускались из школы, и отправляли их на обучение в тех областях, которые считали наиболее приоритетными: технологии, ИТ и разведка.
ВажноВ общем, обучение продолжалось три года, после чего солдаты были распределены по специальности и служили в течение шести лет. Этот проект был успешен, поскольку юноши становились настоящими профессионалами и могли предложить качественные решения для определенных проблем.
Это было преимущество и для армии, и для экономики (поскольку этот проект не нуждался больших финансовых вложений). К тому же, через несколько лет власть увидела положительные последствия и для общества в целом.
Эти одаренные, опытные, с большим чувством ответственности юноши после службы в армии производили и воплощали креативные идеи, могли не только определять проблему, но и найти решение. Затем эти люди становились основателями новых бизнес-проектов.
Призыву в ЦАХАЛ подлежат, независимо от пола, все годные по состоянию здоровья граждане страны, достигшие 18-летнего возраста. Однако, для обучения в Мэхин, колледже или университете там можно получить отсрочку от службы.
Большинство студентов, кто пользуется такой отсрочкой, делают это ради программы Атуда, по которой за обучение в университете платят Вооруженные силы. Однако, в этом случае, студенты должны подписать контракт, что увеличивает срок службы на 2-3 года. Те, кто все же попал после школы в армию, на курсе молодого бойца выбирают, где именно они хотят служить.
Кроме того, для военнослужащих есть курсы по различным профессиям. Для каждого в армии найдется подходящая работа, даже если это работа в офисе.
Призывникам, которые не закончили обучение, предоставляется возможность повысить уровень образования, для солдат — новых репатриантов предусмотрены специальные курсы иврита и другие программы. Как я уже писал, талантливых бойцов обучают и поощряют остаться в армии.
Отличительной чертой израильской армии является борьба с "дедовщиной". При признаках появления неуставных отношений проводятся расследования на очень высоком уровне, которые могут повлечь наказание офицерского состава базы, на которой произошел инцидент.
После выявления и надлежащего расследования виновники инцидентов отправляются в военную тюрьму. Что, по моему мнению, справедливо.
Армия заботится и об отдыхе солдат. Для них устраиваются различные просветительские мероприятия и развлечения (вечеринки, концерты и т.д.), им предоставляется личная помощь в США и психологическая поддержка.
Что касается отношений среди солдат. Поцелуи и секс на базе в армии запрещены, но сообразительные солдаты (среди которых есть и мужчины, и женщины) все же находят возможности создавать семьи уже после службы.
Израильский опыт действительно интересный. Лучшее из того, что надо перенять из этого опыта — это бережное отношение к бойцам. Наша армия имеет потенциал стать лучшей армией в мире, когда жизнь обычного солдата станет высшей ценностью.