Пять уроков новой Курской битвы. Что показали полторы недели украинского наступления
Украинское наступление в Курской области идет по территории, где происходила знаменитая битва Второй мировой войны. В колонке для The Telegraph кадровый военный Хэммиш де Бреттон-Гордон предполагает, что будет очень символично, если именно здесь Путин переживет свой позор.
История уже давно давит на мозги Владимира Путина. Его первоначальное оправдание вторжения в Украину было пронизано ложными представлениями о прошлом, включая предположение, что Украина не имела законных претензий на существование в качестве независимого государства.
Но в результате изысканного украинского контрманевра в Курске на юге России история вернулась, чтобы укусить президента Путина. Практически на той же территории в 1943 году огромные советские силы нанесли поражение нацистским полчищам в битве, которая по праву считается одним из поворотных моментов во Второй мировой войне. Но хотя по этой причине Курску могло быть гарантировано особое место в пантеоне российской гордости, нынешняя "тактическая" операция Украины означает, что теперь об этих местах могут помнить как об источнике унижения России. И если Запад позволит Киеву воспользоваться успехами, Курск может оказаться местом еще одного поворотного момента в российской истории.
Украинские войска, действующие на территории России, — это не какая-то разношерстная сила, а армия, которая впервые в этом конфликте продемонстрировала эффективный общевойсковой маневр, "западный" способ ведения боевых действий. Небольшим отрядом решительных и, очевидно, хорошо обученных солдат, а также небольшим количеством танков они разгромили кучку невольных призывников...
Это также суровый урок для тех диванных комментаторов, которые, не имея ни малейшего боевого опыта, пытались использовать войну в Украине, чтобы осудить военное искусство, танковую войну и общевойсковой маневр, уверяя нас, что будущее — это беспилотники, а также кибер- и электронная война. Возможно, соблазненные крайне неумелой попыткой "элитных" российских войск провести танковый маневр в начале войны, они усвоили идею о том, что танки и прочее уже в прошлом.
Но те из нас, у кого был хоть какой-то опыт ведения сухопутных войн, очень быстро поняли, что первоначальная российская атака провалилась не потому, что лежащая в ее основе идея устарела. Просто российские танкисты были плохо обучены и плохо управлялись, а танки уничтожались тысячами.
И вот теперь Украина доказала, что "Принципы войны" – библия для успешных воинов с незапамятных времен, основанная на уроках всех, от Карла фон Клаузевица до Наполеона – очень живы. Принципы внезапности, наступательного духа и концентрации сил работали на "Советы" в 1943 году и работают на украинские войска сегодня. Если бы вы послушали фанатиков дронов, вы бы подумали, что невозможно добиться внезапности на сегодняшнем "прозрачном" поле боя. Они забыли, что дрон настолько умен, насколько умен его оператор.
Нынешний шаг Украины нанесет вред Путину как минимум по трем причинам. Во-первых, это означает, что ему придется отвлечь силы для защиты от других вторжений через границу, которые, несомненно, планируются, чтобы еще больше вывести из равновесия российских агрессоров. Киев привнес дополнительный элемент опасности в российское планирование. Теперь также ясно, что у России нет мобильного резерва, который мог бы закрыть бреши в ее обороне, и, конечно, нет никаких признаков того, что у местных жителей есть какое-либо желание взять в руки косы и кирки, чтобы замедлить украинское наступление.
Во-вторых, это может помочь дестабилизировать правление Путина. Кремль не способен защитить собственную территорию, не говоря уже о том, чтобы победить Украину, и впервые этому вопросу, похоже, уделяется значительное внимание в ведущих средствах массовой информации.
В-третьих, это демонстрирует, что Украине не нужно такое же количество людей или оружия, как россиянам, чтобы изменить военные обстоятельства на местах. В 1943 году немцы атаковали сотнями тысяч человек и тысячами танков. Украинцы захватили несколько сотен квадратных миль силами нескольких тысяч человек и горстки танков. Другими словами, победа Украины ни в коем случае не является недостижимой.
Европа и Соединенные Штаты, возможно, сейчас больше обращают внимание на Ближний Восток, чем на Украину, но последняя гораздо важнее для нашей собственной безопасности. Вместо того, чтобы беспокоиться по поводу "эскалации", Западу следует позаботиться, чтобы Украина могла закрепить свои тактические успехи под Курском, заставив Россию сесть за стол переговоров. Действительно, это возможность приблизить мир, которой, несомненно, воспользовались бы Черчилль и Рузвельт. К сожалению, сегодня у нас нет фигур их уровня, но это шанс для сэра Кира Стармера оставить свой след, а для Джо Байдена — оставить достойное наследие.
Но это также является большим сигналом для нового военного руководства Великобритании о том, что дешевые дроны не изменили ход войны фундаментально. Чиновникам не следует слишком много прислушиваться к блестящим ученым, которые, кажется, знают каждый дюйм каждой битвы, но мало знают о боевых действиях хотя бы в одной. Им следует узнать мнение тех из нас, кто действительно что-то выиграл.
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.
Важно