"Молодь" за зелень. Политические партии ради нового электората не жалеют средств

Сражаясь за 10 миллионов голосов молодых украинцев, главные политические партии не жалеют ни средств, ни фантазии. Шансы заполучить новый электорат есть только у власти, но ненадолго и за очень большие деньги

Related video

В начале ноября Украина дала свой ответ российскому "Селигеру". Отечественный аналог форума, который ежегодно организовывают прокремлевские молодежные организации, состоялся в маленьком поселке Орловка под Севастополем. Масштаб "Фабрики будущего" явно проигрывал размаху широкой русской души. Вместо 50 тысяч участников в одинаковой форме – пять сотен кутающихся от холода в одеяла активистов. Вместо высоких российских гостей вроде олигархов и чиновников – представители местной крымской власти. Вместо танцев под песни выступающих вживую Николая Расторгуева и Вячеслава Бутусова – дискотека под фанеру.

Несопоставимыми оказались и бюджеты. Если на "Фабрику будущего" ушло всего $61 тыс., то на "Селигер" – почти $6 млн. Два мероприятия роднит одно: и "Фабрику", и "Селигер" поддержало государство. В России – Кремль и частные спонсоры, в Украине – профильное министерство через "Украинский молодежный форум" во главе с лидером молодежной организации партии власти "Молодые регионы" (МР) нардепом Андреем Пинчуком. И хотя организаторы от причастности к Регионам пытались дистанцироваться, наличие бело-голубой символики и партийные флаги постоянно напоминали присутствующим о главной украинской партии.

"Украина с отставанием начала делать то, что в 2004–2005 годах делала Россия, – рассказывает Фокусу лидер российского молодежного движения "Мы" Роман Доброхотов. По его словам, копируя кремлевский опыт, различные партии заманивают в свои ряды молодых активистов, чтобы потом использовать их как важный электоральный резерв и ударную силу для массовых акций протестов. Хотя, если российский опыт будет скопирован полностью, то надежных союзников в лице небескорыстной молодежи получит только власть. Остальные зря потратят деньги.

Дисконтный тариф
24-летний Андрей Кучер в "Молодых регионах" уже два года. "Шел по Майдану, смотрю – молодые люди раздают прохожим тюльпаны. Подошел к ребятам, разговорился. Оказалось, они члены "Союза молодых регионов Украины" (бывшее название МР. – Фокус), проводят акцию к 8 Марта. Честно говоря, впечатлило", – рассказывает активист. Теперь в его долгосрочных политических планах – пост президента Украины. "Но это не означает, что за мной стоит куча покровителей, я надеюсь только на свои силы", – уверяет он, кутаясь в броскую кожаную курточку и пряча от любопытных глаз Фокуса часы. Предвосхищая вопрос о стоимости аксессуара, молодой регионал, подражая наставникам-депутатам, тут же отвечает, что это подарок.

Желающих так же, как Кучер, быстро и без больших усилий попасть в закрытую, но сытую и привилегированную касту госчиновников в Украине хоть отбавляй. Именно за такими потенциальными молодыми активистами гоняются крупнейшие политические партии, чтобы с их помощью завлечь в свои ряды менее активную молодежь. По приблизительным оценкам экспертов, это порядка 10 млн. человек. Ради великой цели партийные бонзы не жалеют ни ума, ни фантазии.

К примеру, МР новых членов соблазняют специальными дисконтными программами. Получить их новообращенным регионалам помогает пластиковая карта. С ее помощью рачительная молодежь экономит от 5 до 20% не только на товарах, но и услугах.

Помимо прочего, чтобы подогреть небескорыстный интерес к политике, партии обещают юным соратникам места в партийных предвыборных списках и руководящих органах партии. "Если вы глава областной молодежной ячейки "Батькивщина молодая", то автоматически становитесь замом областной парт-организации, – делится партийными раскладами пресс-секретарь молодежки БЮТ Андрей Любка.

Впрочем, джентльменские договоренности с молодежью матерые партийцы выполняют не всегда. К примеру, в 2007 году под проект "Наша Украина – Народная самооборона" была создана коалиция молодежных организаций, которая провела много акций в поддержку НУНС. Но в итоге ни одного из ее лидеров так и не включили в проходной список. Ситуация повторилась и на прошлогодних выборах в местные советы, когда не были учтены квоты молодежки.

В ПР тоже не все гладко: лидера молодежного крыла Виталия Хомутынника перед парламентскими выборами 2007 года с 15-го места в партийном списке "повысили" до 91-го. Другому лидеру – Андрею Пинчуку досталось и вовсе "периферийное" 198-е место.

Но, похоже, активистов это не пугает. "Если так произошло, значит, того требовали обстоятельства – во благо партии и определенных событий в стране. А человека, который покажет себя профессионалом, партия не оставит", – фанатично гнет линию партии Андрей Кучер.

Последний аргумент
Чтобы воспитать хотя бы внешне преданных партии агитаторов, матерым партийным бонзам приходится раскошеливаться. По словам Андрея Пинчука, ежемесячное содержание одной областной ячейки МР обходится в 10–20 тыс. грн. При этом, как показал опрос Фокуса, ради экономии все крупные партии выделяют в своих офисах для молодежного крыла помещения и предоставляют свою оргтехнику. Плюс поддержка материнской организации и частных спонсоров из числа членов партии. В частности, как свидетельствуют источники Фокуса в БЮТ, "Батькивщина молодая" (БМ) на 20% существует благодаря поддержке партии и на 80% – за счет частных вливаний. В первую очередь – своего лидера нардепа-агрария Евгения Суслова.

В том, что вопрос денег для молодых активистов стоит на первом месте, честно признается и один из функционеров "Батькивщины молодой", попросивший не называть своего имени. По его словам, с начала года областные руководители организации массово хлынули в новый политический проект экс-бютовца Святослава Олийныка "Украина будущего". Изгнанный из рядов БЮТ перебежчик банально перекупил почти треть руководителей за внушительную для регионов зарплату – $700–800. Это почти в четыре раза больше, чем молодые активисты получали в рядах оппозиции.

Печальный опыт работы с неблагонадежной молодежью соратников Тимошенко по оппозиционному лагерю не пугает. Уже в конце нынешнего – начале будущего года в активную борьбу за молодые души избирателей включится и "Фронт змін" Арсения Яценюка. И хотя ни дата первого съезда, ни количество членов пока не известны, Фокусу удалось выяснить, что уже первый год работы фронтовой молодежки под рабочим названием "Молодь змін" обойдется экс-спикеру ориентировочно в миллион гривен.

Прицельный выстрел
Вкладывать миллионы в молодые и непроверенные кадры крупнейшие партии заставляет не наивность, а вполне прагматичный расчет. Благодаря незадействованному молодежному электоральному резерву при нынешней избирательной системе в парламент могут пройти три-четыре политические объединения. "На выходе они могут принести материнским организациям 3–4 млн. новых избирателей", – прогнозирует эксперт Института политического образования Александр Солонтай. Если его прогнозы верны, больше всего шансов провести в Раду новых активистов у партии власти.

В нынешнем году именно регионалы активнее других осваивали бюджетные деньги на развитие своих молодежных организаций. Помимо "Украинского молодежного форума" главного молодого регионала Пинчука, МР самостоятельно умудрились выиграть целых три гранта на общую сумму 475 тыс. грн. А третье место в условном рейтинге по освоению денег на молодежные проекты в этом году занял "Украинский союз молодых депутатов", в котором тот же Пинчук числится членом президиума.

"Наученная горьким опытом оранжевой революции украинская власть сейчас хочет создать себе такую же опору, которой для Путина в 2005 году стали "Наши" и "Молодая гвардия", – комментирует усилия регионалов Доброхотов. По его словам, эти две организации создавались Кремлем для того, чтобы в случае акций протеста дать отпор оппозиции.

Однако в точности перенести удачный опыт единоросов на украинскую почву регионалам вряд ли удастся.

"В Украине нет такого сильного лидера и идеологии, как в России, поэтому и преданной армии соратников у власти пока собрать не получается", – констатирует политолог Виктор Небоженко, добавляя, что максимум, на который может рассчитывать президент, – хорошо оплачиваемые молодые союзники, которые переметнутся к противникам в случае потери регионалами власти.

Дмитрий Орлов, Фокус