Четвертый лишний
Вторая сессия Верховной Рады финишировала в строгом соответствии с законом сериальной драматургии — перерыв в работе народных избранников наступил на самом интересном месте. Солидарное голосование антикризисной коалиции и Блока Юлии Тимошенко, в результате которого над Президентом нависла угроза лишиться едва ли не последних властных полномочий, стало наиболее впечатляющим эпизодом завершившегося политического сезона. И все же этим итоги сессии не ограничиваются
А напоследок я скажу...
Посредником на переговорах между БЮТ и Партией регионов, состоявшихся накануне скандального голосования, по информации , стал министр по чрезвычайным ситуациям Нестор Шуфрич. А цена, за которую "тимошенковцы" согласились помочь коалиции преодолеть президентское вето на закон о Кабмине, сводилась не только к принятию в первом чтении закона об оппозиции и введению императивного мандата для депутатов местных советов. Источники утверждают, что за кадром осталось обещание "регионалов" помочь БЮТ сместить киевского градоначальника Леонида Черновецкого. Именно это, по сведениям наших источников, окончательно склонило Тимошенко к голосованию, после которого в разнообразных комментариях все чаще стало звучать словосочетание "новая политическая реальность". Именно так можно будет охарактеризовать положение дел в стране после того, как закон о Кабинете Министров вступит в силу. Виктор Ющенко, разумеется, заявил, что никогда не подпишет законы, принятые 12 января. Но это вряд ли существенно повлияет на ход событий. В соответствии с измененной Конституцией, если глава государства в пятнадцатидневный срок не подписывает закон, это вправе сделать председатель парламента Александр Мороз. И хотя он "не сторонник подобной практики" и хотел бы, чтобы закон завизировал сам Виктор Андреевич, сейчас мало кто сомневается в том, что под документом будет стоять автограф спикера.
Славящаяся умением находить эффектные объяснения своим не всегда логичным поступкам Юлия Тимошенко поспешила заявить, что своим голосованием БЮТ помог "прекратить хаос" в отношениях между ветвями власти. Однако события, последовавшие сразу же за голосованием, показали, что "новая реальность" только законсервировала существующий конфликт, который с гораздо большей силой может вспыхнуть уже в недалеком будущем. И случится это, скорее всего, после вынесения решения Конституционным судом (КС), куда пообещал обратиться Виктор Ющенко после того, как закон о Кабмине вступит в силу. Юристы президентского секретариата подсчитали, что данный продукт законотворчества нарушает как минимум 11 норм Основного Закона, имеющих прямое действие. В дополнение к этому отмена президентского вето сопровождалось грубыми нарушениями регламента. С тем, что отдельные положения правительственного закона (но не документ в целом) противоречат Конституции, согласны даже инициаторы преодоления вето — Александр Мороз и Юлия Тимошенко. Последняя намерена инициировать аннулирование спорных пунктов через КС.
Таким образом, задачу по выходу из политического кризиса в очередной раз должен решить орган, на ревизию которому за последние полгода было передано несметное количество документов. А его первое заседание прошло только 17 января. Спрогнозировать, когда КС может принять решение по закону о Кабинете Министров, сегодня не берется никто. Народный депутат-"нашеукраинец" Юрий Ключковский считает, что "было бы правильно, если бы КС ускорил рассмотрение этого дела, не ставя его в очередь". "Затягивание с рассмотрением этого вопроса угрожает тем, что в стране будет применяться неконституционный закон со всеми вытекающими из этого последствиями, — убежден г-н Ключковский. — И чем больше накопится этих последствий, тем сложнее будет их устранять".
И действительно, не дожидаясь, когда закон о Кабмине начнет действовать, премьер Виктор Янукович призвал министров "увидеть себя в этом законе и предложить решения по поводу внедрения его в жизнь". Следующим шагом "антикризисников", по всей видимости, станет требование от Ющенко представить кандидатуру на должность министра иностранных дел (поскольку коалиция считает Бориса Тарасюка уволенным). И тогда Президент уже на практике узнает, что такое "статус английской королевы", поскольку, если он этого не сделает, то право вносить и утверждать кандидатуру главы МИД получит коалиция. Едва ли стоит ожидать, что Ющенко до решения КС распишется в собственной несостоятельности и "сдаст" Тарасюка. С другой стороны, коалиция, руководствуясь положениями нового закона, сможет утвердить нового главу внешнеполитического ведомства. И не исключено, что Украина получит двух министров иностранных дел, каждый из которых будет наставать на своей легитимности, выезжать в командировки, приводя в изумление международное сообщество.
Причина спешки "антикризисников" понятна. Главное преимущество, которое дает премьеру новый закон, — это возможность самостоятельной кадровой политики в правительстве и влияние на расстановку кадров в тех сферах, которые даже после конституционной реформы относятся к компетенции главы государства. То, что в этих вопросах "регионалы" не будут особо церемониться, стало понятно еще до принятия скандального закона. Обращение Януковича в Генпрокуратуру по поводу действий Бориса Тарасюка, назначение Владимира Радченко вице-премьером по координации силовых ведомств, попытки упразднить секретариат СНБО, вернуть в кресло председателя ЦИК Сергея Кивалова, а на должность Генерального прокурора Святослава Пискуна — все это красноречивые свидетельства неуемного аппетита "регионалов". Юрий Ключковский считает, что "после голосования закона о Кабмине были уничтожены все плотины, которые удерживали агрессию "коалициантов", и у них появилось чувство вседозволенности".
И ты, БЮТ?
Что касается блока Тимошенко, то он оказался в непростой ситуации. Создается впечатление, что бартерное соглашение с антикризисной коалицией было, как это подчас случается с Юлией Тимошенко, поспешным и не до конца продуманным решением. Бравада Александра Турчинова, заявившего, что закон о Кабинете Министров БЮТ принимал для себя, поскольку скоро намерен сформировать правительство, выглядит как попытка объяснить избирателям противоестественный альянс с Партией регионов. Единственным, но пока еще неощутимым бонусом "тимошенковцев" остается императивный мандат для депутатов местных советов, благодаря которому БЮТ собирается вернуть "заблудших овец" в лоно фракции. Впрочем, не стоит ожидать, что это произойдет очень быстро и легко. Закон во многом нарушает права депутатов. К тому же практика императивного мандата уже давно отброшена европейскими странами как недемократичная, о чем даже есть соответствующий вывод Венецианской комиссии. Но если закон и вступит в силу, это не означает, что депутаты-"перебежчики" так просто сдадутся. Почти наверняка попытки лишить их мандатов будут обжалованы в судах, "независимость" которых (особенно на местах) общеизвестна. А на решения судов, какими бы они ни были, станут подавать апелляции, что затянет процесс до бесконечности. Не в восторге от "императивных" инициатив Тимошенко будут также на Западе по причинам, описанным выше.
Принятие в первом чтении закона об оппозиции на сегодняшний день тоже выглядит весьма сомнительным завоеванием БЮТ. Сколько Юлия Владимировна ни повторяла бы, что получила твердые гарантии коалиции о поддержке закона в целом, один из лидеров "коалициантов" Раиса Богатырева на прямой вопрос, проголосуют ли они за закон во втором чтении, ответила расплывчатыми фразами: в Украине, мол, должна быть действенная оппозиция, а по закону "еще будут вестись дискуссии". В переводе с "дипломатического" это означает, что в итоге закон об оппозиции может получиться совсем не таким, каким его хотел бы видеть БЮТ. В самом блоке, похоже, это начали осознавать, что и послужило причиной заявлений Тимошенко, будто некоторые статьи закона о Кабмине антиконституционны.
Электоральные потери БЮТ от брака по расчету с коалицией еще предстоит подсчитать социологам, однако "тимошенковцам" особо нечего бояться. Ведь до выборов еще далеко, а талант Юлии Владимировны за короткое время набирать потерянные голоса избирателей никто не ставит под сомнение.
Тем не менее, у БЮТ и антикризисной коалиции есть повод праздновать промежуточную победу. Но чем это обернется для них в стратегическом плане, сейчас сказать трудно. Решение Конституционного суда может стать "холодным душем" для правительства и повлечь за собой уже полномасштабный политический кризис. Кроме того, коалиция сейчас взвалила на свои плечи такое бремя ответственности, которое ей может аукнуться уже на ближайших выборах. Но и сторонников "оранжевых" события 12 января не мобилизовали. Скорее наоборот, деморализовали. Сначала "предательство" Мороза, потом непонятные метания "Нашей Украины", закончившиеся кризисом в партии, теперь — сомнительная сделка БЮТ. Поэтому перераспределение полномочий между ветвями власти станет не единственным последствием памятного голосования. Оно еще может существенно переформатировать электоральные симпатии украинских избирателей в пользу некоей "третьей силы". Которая, не исключено, будет называться "Против всех".
В борьбе за ЭТО
Еще до начала работы нового парламента, лишь стали известны результаты выборов, политологи спрогнозировали характер законодательных инициатив новоиспеченного депутатского корпуса. 10% законопроектов, предсказывали они, будут идеологическими, благодаря которым политические силы станут зарабатывать авторитет у электората. 30-40% инициатив будут касаться текущих социально-экономических и политических проблем. Большинство же документов, по предположениям экспертов, встанут на защиту интересов основных финансово-политических групп.
Прогнозы политологов оказались близки к реальности (см. таблицу). Многие инициативы носят откровенно протекционистский характер. А судя по уже принятым законам, коалиция начала входить во вкус лоббизма интересов своих бизнес-структур.
Так, неожиданно для всех развитие получило ноу-хау депутата Юрия Воропаева (фракция Партии регионов), который предложил снизить планку кворума для проведения общих собраний акционеров с двух третей голосов до 50%+1 голос. Если инициатива бывшего директора ООО "Юридическая фирма "Воропаев и партнеры" будет реализована, мелким владельцам акций предприятий, права которых и так ущемляют все кому не лень, придется забыть о своих видах на управление. Хозяину контрольного пакета акций или нескольким крупным их владельцам для принятия решений даже не понадобится собирать других акционеров, которые и знать не будут о том, что творится на их предприятиях. Этот законопроект вполне мог кануть в Лету, если бы не ситуация с крупнейшей нефтедобывающей компанией Украины ОАО "Укрнафта" — ее 50% + 1 акцией владеет НАК "Нафтогаз України", в то время как управляется она структурой, принадлежащей группе "Приват". Не будем лишний раз описывать все сложности отношений между "Нафтогазом" и "Приватом", напомним лишь, что нынешнее законодательство не позволяет НАКу выгнать "приватовцев" из "Укрнафты". Поэтому не удивительно, что антикризисная коалиция активно поддержала этот законопроект и очень быстро провела его через все круги утверждения. Не остановило ее даже президентское вето. В новом варианте законопроекта предлагается установить 60-процентный кворум, а в случае невозможности провести собрание для второй попытки планка снижается уже до 50%. Какой будет реакция Президента на этот раз, сказать трудно, но многие эксперты считают, что подобный вариант может оказаться приемлемым и глава государства не оценит его как "рейдерский".
Прослеживаются лоббистские мотивы и в утвержденном парламентом законопроекте Дмитрия Святаша, повышающем ставки транспортного сбора при первой регистрации подержанных автомобилей в зависимости от их возраста и объема двигателя. Интерес автора в этом вопросе более чем очевиден, так как его имя тесно связывают с корпорацией "Автоинвестстрой", которая специализируется на сборке и продаже автомобилей российских марок.
Этот закон — один из тех, что необходимы для вступления Украины во Всемирную торговую организацию. Действуя по принципу "лучше позже, чем никогда", парламент наконец-то принял их. Но у некоторых экспертов возникли сомнения, что все эти документы соответствуют нормам ВТО. Так, по мнению народного депутата Сергея Терехина, закон Святаша как минимум в двух пунктах не соответствует стандартам этой организации и может затянуть процесс вступления в нее Украины. Насколько это сомнение оправдано, судить рано: рабочая группа из 35 представителей стран-участниц ВТО еще не вынесла своего вердикта. Процесс перевода украинского законодательства на английский язык должен завершиться в феврале. Тогда-то и выяснится, сумел ли украинский парламент выдержать вэтэошный экзамен или нет.
На вес золота
За пять месяцев работы народные избранники в качестве зарплаты получили в среднем по 75 тыс. грн. Оплата труда всего депутатского корпуса за время второй сессии составила почти 34 млн. казенных гривен. Если основным видом деятельности парламентариев считать принятие законов, то каждый из них (а с сентября Верховная Рада приняла 131 закон) отечественным налогоплательщикам обошелся в среднем по 260 тыс. грн. Не считая всех средств, потраченных на содержание аппарата ВР и обеспечение законодательной деятельности. С учетом этого цена одного закона достигает… двух миллионов гривен!