5 особенностей нынешней предвыборной гонки

В грядущую избирательную кампанию политические силы скорее заплатят избирателям, чем рекламным агентствам, и вообще попытаются максимально сэкономить

Фокус обнаружил пять особенностей нынешней предвыборной гонки.

1. Экономия и еще раз экономия
Вот что станет настоящим девизом избирательной кампании.

– Эти выборы будут раза в два дешевле, чем прошлые. Даже по сравнению с досрочными киевскими, где суммарная стоимость бюджетов участников превысила 250 миллионов долларов. Сомневаюсь, что сейчас смогут набрать и 150 миллионов, – считает политтехнолог Тарас Березовец.

Причины скупости просты: мир сотрясает финансовый кризис, акции украинских предприятий падают, их владельцы (они же спонсоры политсил) теряют в доходах, к тому же на носу президентские выборы, по сравнению с которыми нынешние – просто "технические" (по выражению одного из собеседников Фокуса).

По парламентским слухам, спонсоры уже сейчас не особенно щедры к Блоку Литвина и Партии регионов, неопределенность с наполнением бюджетов – в БЮТ, "Нашей Украине" и "Едином центре".

– Единственные, кто сейчас готов финансировать выборы, это Юрий Бойко и Дмитрий Фирташ (так называемая группа, близкая к транзитеру газа – компании "РосУкр­Энерго", представленная, как считается, некоторыми депутатами Партии регионов. – Фокус). Остальные пока не торопятся открывать кубышки, – говорит Березовец.

Поэтому продажа проходных мест в избирательном списке будет по-прежнему актуальной для всех партий, ведь оскудевшую партийную казну надо восполнять. Цены разные, но, по слухам, потолок пока что составляет $20 млн. за 100-процентную гарантию получения мандата.


2. Меньше зрелищ и гастролей

На что расходуются деньги предвыборного фонда? Собеседники Фокуса, работавшие в центральных штабах различных политсил, рассказывают, что в среднем 40–50% казны уходит на присутствие в масс-медиа: телевидение, радио, прессу, интернет.

Причем это не только официальная реклама, но и статьи, замаскированные под редакционные. Хотя это у кого как – политтехнолог Евгений Золотарев утверждает, что, например, у БЮТ нехватку медиаресурсов компенсируют стимулированием не столько руководства, сколько непосредственных ретрансляторов нужных месседжей, благодаря чему вокруг премьера создается позитивный информационный фон. По подсчетам политтехнолога, на поддержание подобной системы в блоке ежемесячно тратится не менее $10 млн.

Вторая по затратности статья предвыборных расходов – гастроли по стране "звезд" и лидеров. Она съедает еще около 30% бюджета.

– При этом с каждым годом артисты становятся все дороже, а эффекта от них мало. Вожди начинают разочаровываться в их пользе, – отмечает Березовец.

Так что эти расходы в нынешнем сезоне подсократят – от масштабных туров с шоу, песнями и плясками большинство участников выборов откажутся. Колесить по селам и районам, как Юрий Луценко в прошлом году, кандидаты не станут – максимум охватят областные центры. Они охотнее потратятся на полиграфию и наружную рекламу – билборды и лайт-боксы. Пока же, как рассказал Фокусу директор Ассоциации наружной рекламы Артем Биденко, на этом рынке затишье – все политические проекты, в избирательное время вытесняющие коммерческую рекламу, сейчас заморожены из-за затеянных БЮТ процессов оспаривания перевыборов. К тому же основную рекламу, по замыслу штабов, запустят как можно ближе к дате выборов – затрат меньше, а запоминается она лучше.


3. Покупать, а не рекламировать

Коронной теневой технологией перевыборов станет покупка голосов избирателей – так считают в Комитете избирателей Украины.

– Опыт показывает эффективность этого метода. И главное – безнаказанность таких нарушений! Четыре уголовных дела, которые были открыты в Киеве "по факту", закончились ничем. И это соблазняет многие политические силы использовать данный метод и во время парламентской кампании, – считает спикер КИУ Александр Черненко.

Взять же этот прием на вооружение может любая политическая сила. Ведь в Верховной Раде при коалиционных переговорах каждый дополнительный мандат будет на вес золота, а сама технология не такая уж и затратная, как может показаться.

– Если подсчитать суммы, которые отдают за телерекламу и платят за билборды, то в итоге получится намного дешевле просто раздать деньги. И у нас уже есть информация, что в нескольких штабах прорабатываются такие варианты, – говорит Черненко.

Правда, рядовым украинцам из этих сомнительных денег мало что достанется: согласно технологии, которую описывают в КИУ, покупать голоса будут оптом – скажем, через руководство предприятий, во главе которых стоят лояльные люди.

4. Большой поход "карликов"
Социологи уже давно прочат успех на возможных перевыборах кому-то неожиданному, из тех, кто в парламенте не представлен, – скажем, несуществующей партии Яценюка или Блоку столичного мэра Черновецкого, после победы в столице задумавшему покорить парламент. И это вполне вероятно, поскольку, как говорят в политкругах, в таком варианте заинтересована команда президента: лояльных политических "карликов" потом можно использовать при построении коалиции.

– Вообще, непарламентским силам всегда тяжелее защитить полученный на выборах результат, потому что в избирательных комиссиях отсутствуют их представители. Но шансы имеют те, кто сотрудничает с парламентскими тяжеловесами, которые заинтересованы протащить в Раду своих сателлитов, – рассуждает глава "Союза левых сил" Василий Волга.

Успех на выборах ввиду дружеского расположения президентской команды эксперты сулят, например, Блоку Леонида Черновецкого. По слухам, обсуждается даже его объединение с "Единым центром" Виктора Балоги.

Еще одна политсила, которой эксперты предрекают серьезное улучшение результатов, – ультраправая "Свобода". Ее лидер Олег Тягнибок в последнее время стал частым гостем на телеэфирах и светских вечеринках. Он уверен, что конфликт между НУНС и БЮТ серьезно увеличил шансы его политической силы попасть в парламент:

– Учитывая, что между этой и предыдущей кампаниями прошло совсем мало времени, мы рассчитываем на тех, кто в прошлый раз не голосовал за нашу силу по технологическим причинам и предпочел отдать голос более крупным партиям.

А вот Арсений Яценюк как самостоятельный проект – пока под вопросом. Сам он продолжает говорить о собственной партии, но в окружении Виктора Ющенко, по информации Фокуса, его прочат в список "Нашей Украины" для спасения ее рейтинга. В частности, нашеукраинка Ксения Ляпина сказала Фокусу: "Если Арсений Яценюк пойдет не с нами, а отдельно, это будет неразумно, потому что сейчас есть вещи важнее амбиций".

Тем временем, помимо Черновецкого, свои мускулы во всеукраинском масштабе не прочь продемонстрировать его столичный оппонент Виталий Кличко, воодушевленный недавним супербоем с Сэмюэлом Питером. Его соратник Дмитрий Андриевский сообщил Фокусу, что Кличко только в среду вернулся в Украину после поединка, а решение о формате его участия в избирательной кампании будет принято в ближайшую неделю (о возможном союзнике Кличко Анатолии Гриценко).

5. Все против всех
Если в прошлую кампанию политсилы условно делили конкурентов на своих и чужих – союзников и противников (в штабе НУНС, по информации Фокуса, действовала вполне официальная установка "Юлю не трогать"), то в этот раз страну ожидает жесткая информационная война всех против всех. Недавно Александр Мороз в телеэфире предложил политическим силам отличный, по его мнению, формат для саморекламы: взять прошлогодние ролики с обещаниями прошедших во власть политических сил (контрактная армия, выплата обесценившихся вкладов Сбербанка и т.п.) и на их основе по­строить свою агитацию. Шутки шутками, но, по данным Фокуса, сейчас к эфиру как раз готовятся ролики с подобным содержанием. Политсилы собираются припомнить конкурентам невыполненные предвыборные посулы и тем самым отвлечь внимание избирателей от собственных промахов. По информации Андрея Золотарева, именно так станут действовать в БЮТ. "Стратеги кампании Тимошенко будут не столько очищать от политической грязи Юлины одежды, сколько убеждать всех, что она меньшее зло в сравнении с беспринципными врагами", – утверждает г-н Золотарев.