Анатолий Гриценко утверждает, что в окружении Президента царит разруха
Глава комитета ВР по вопросам нацбезопасности и обороны рассказал Фокусу о том, что его еще не созданная политическая сила будет бороться за третье место на досрочных выборах в парламент и что вокруг Виктора Ющенко – разруха
Анатолия Гриценко уже год как не называют человеком Ющенко. И хотя на перевыборы-2007 он ходил в первой пятерке президентского мегаблока, министром обороны в четвертый раз не стал (президент предпочел ему Юрия Еханурова) и постепенно превратился в критика Виктора Ющенко – как-то предложил даже снять неприкосновенность с президента. Как и многим беженцам из президентского лагеря, Гриценко прочили место в БЮТ. Впрочем, сам он говорит, что ни с одной партией или блоком из нынешнего парламента на перевыборы не пойдет: "Я хоть и отдал армии 27 лет, но хождения строем на гражданке не признаю".
Тем не менее избираться в Раду Гриценко все же планирует – с помощью собственного политпроекта. Правда, поговаривают, ищет себе компанию. Политолог Кость Бондаренко на этой неделе сообщил, что экс-министр ведет переговоры о предвыборном союзе с Блоком Виталия Кличко. Сам Гриценко в разговоре с Фокусом комментировать свое возможное сотрудничество с боксером отказался: "Переговорный процесс не закончен, а делать преждевременные заявления без согласия партнеров считаю неэтичным".
– Но разве вы успеваете раскрутить собственный проект? Выборы-то уже объявлены.
– Создание новой политической силы в нынешних условиях – действительно сложный процесс. Этот путь предполагает активное участие во всех предстоящих выборах – парламентских, президентских, выборах в местные советы. Но сегодня на этот планомерный процесс обрушился тайфун досрочных выборов, форс-мажор. Из-за открытой вражды в нынешней власти 40–50% граждан разочарованы в ведущих политических силах. Разумная и убедительная новая команда могла бы побороться за поддержку избирателей. Два месяца – это, конечно, сверхзадача. Но мы не имеем права оставить людей без выбора.
Своего будущего избирателя Гриценко видит среди представителей малого и среднего бизнеса. Они же и станут спонсорами партии.
"С одной стороны, мы даже пытаться не будем дотянуться до ресурсных показателей Партии регионов, БЮТ или Блока Ющенко. А с другой – пусть люди видят, кто их покупает, а кто убеждает честным словом и достигнутым результатом", – рассуждает Гриценко. Но если еще одному "проектировщику" собственной политсилы Арсению Яценюку социологи прочат 5-процентный рейтинг, то степенью своей популярности у народа Гриценко еще не интересовался. Он судит "по настроению людей", с которыми проводит встречи в разных регионах.
"По поводу Яценюка могу сказать, что мы с ним в одном блоке не пойдем. Считаю Арсения Петровича разумным и высокообразованным человеком, но в нашу политическую силу мы подбираем людей, которые умеют ходить с прямой спиной и не подвержены влиянию извне", – говорит Анатолий Гриценко.
– То, что Тимошенко через суды затягивает начало выборов, вам в контексте создания собственного политпроекта, должно быть, выгодно?
– Выборы не нужны никому. Ни стране, ни политикам, разве что президенту. Мне кажется, победители готовы будут откупиться, лишь бы не выдвигать своего лидера на пост премьера. В условиях углубления экономического кризиса они задумаются, нужно ли в преддверии президентских выборов положить свой политический капитал на третью – и для Януковича, и для Тимошенко – премьерскую реинкарнацию.
– Так сколько, по вашим расчетам, ваша сила наберет?
– Мы будем бороться за третье место на этих выборах.
– Янукович, Тимошенко и вы?
– Или Тимошенко, Янукович и мы.
Экс-министр обороны считает, что основная ответственность за назначение досрочных выборов лежит на президенте, который "не смог наладить продуктивную работу ни с Радой, ни с правительством". Но премьер также виновата – "начала самостоятельную игру с ПР, абсолютно не просчитав опасных последствий". Наконец, третий виновник очередного праздника волеизъявления – лидер ПР: "Он так и не нашел места ни себе, ни своей фракции". Гриценко уверен, что и после выборов ничего не изменится.
– Уже сегодня партия Ющенко заявляет, что она исключает сотрудничество с ПР. А с кем тогда? С БЮТ? А разве после выборов БЮТ изменится? В свою очередь БЮТ твердит, что не пойдет в коалицию с Партией регионов. Если верить этим обещаниям, тогда тупик, приехали. Знаете, все это либо политприманки для электората, либо политический расизм. Когда в доме пожар, не до фейсконтроля пожарных. А в стране действительно пожар.
– Как вы считаете, кто на кого больше влиял в последний год – президент на Виктора Балогу или Балога на президента? Есть мнение, что Ющенко скоро распрощается с главой своего секретариата.
– Это не будет иметь принципиального значения. Балога – это функция. Был Зинченко, был Рыбачук, сейчас Балога, после него будет кто-то другой. Какая разница? Есть избранный народом президент, он, и только он, принимает решения на Банковой и несет за них полную ответственность. И за успехи, и за провалы.
– Вы можете сказать, какую цель преследовал президент, давая добро на создание "Единого центра"? Он ведь не пользуется этой партией.
– Если сравнивать окружение Тимошенко, Януковича и Ющенко, то наиболее сложная ситуация сложилась вокруг президента. Разруха! НСНУ (Народный союз "Наша Украина". – Фокус) уже давно испытывают на разрыв. Там много достойных людей, с которыми я прошел нелегкий путь, с которыми у меня хорошие отношения, и я вижу, как трудно им найти баланс между собственной позицией и директивами президента. Блок НУНС практически разделен, и большинство его учредителей не поддержало решение президента расколоть коалицию. На глазах разрушают Рух, партии правого спектра отошли от Ющенко. Нет твердой уверенности, что НСНУ самостоятельно преодолеет избирательный барьер. А если Ющенко возглавит именной блок, то парламентские выборы станут праймериз (пробные выборы. – Фокус) перед президентской кампанией. Будет зафиксирован реальный уровень поддержки президента.
– У БЮТ и ПР нет таких проблем?
– У Юлии Тимошенко могут возникнуть проблемы с формированием списка, поскольку не все нынешние депутаты могут в него попасть. Но в целом эта сила монолитна. Партия регионов имеет внутренние проблемы, и многие считают, что для регионалов выборы – спасение. Форс-мажор объединит "своих", тогда как два года без власти сделали бы их окончательно "чужими". Внутри партии усиливается брожение, в том числе из-за бизнес-интересов разных центров влияния – Ахметова, Януковича, так называемой группы "РосУкрЭнерго".
– Тарас Чорновил, покинувший недавно партию, говорил Фокусу, что Ахметов больше не финансирует Партию регионов. Если так, то кто, на ваш взгляд, покинет ее раньше – Янукович или Ахметов?
– Я вообще не вижу в этом смысла: зачем такому богатому человеку, как Ахметов, быть в парламенте? Ярославский, Пинчук, Иванов и другие давно поняли, что кесарево, а что богово. Не мандатом в нашей стране накрывается собственность. Поэтому раньше уйти из парламента может Ахметов, но денег и влияния на партию от этого у него меньше не станет. А Янукович в очередной раз просчитался, поверив в иллюзию того, что после выборов сможет создать коалицию с Блоком Ющенко и в третий раз стать премьером. Думаю, если не эти парламентские, то следующие президентские выборы станут для Януковича последними. Ну а дальше произойдут коренные изменения в ПР – пришло время новых лидеров.
– Говорят, что Кремль будет делать ставку на Тимошенко, но каким образом?
– Я не вижу реальных путей влияния извне – неважно, из России, Америки или Польши – на ход и результат предвыборной кампании. Нас должно больше беспокоить другое – разрушительное влияние глобального экономического кризиса, и что особенно опасно – на фоне парализованной власти в стране. Думаю, мировой кризис не закончится через месяц-два, он будет продолжаться до мая, если не до октября следующего года. Другие государства спасают собственные банковские системы и крупные компании, выделяя огромные средства: США – $700 млрд., ФРГ, Франция и Испания вместе – почти 900 млрд. евро, Казахстан – $10 млрд., Россия – 5,5% ВВП. В целом по миру счет уже идет на триллионы. А мы? А мы на выборы. В результате если не сегодня, то завтра кто угодно сможет за бесценок купить наши сетевые банки, крупные промышленные предприятия. Вот в этом, а не в мифической ставке Кремля на кого-то из участников выборов состоит главное внешнее влияние.