Киевская дилемма: на Запад или на Восток? - ВВС Украина
За считанные недели до исторического Вильнюсского саммита "Восточного партнерства" наблюдатели фиксируют охлаждение проевропейской риторики украинской власти
Еще несколько недель назад представители Партии регионов безоговорочно поддерживали сближение с ЕС. Сегодня - гораздо больше говорят об убытках и потерях, которые Украина может понести от ассоциации, о том, что интегрироваться на запад нельзя "любой ценой", и о паузе, которую, возможно, нужно взять в движении в Евросоюз, пишет BBC Украина.
И - что особенно характерно - фракция Партии регионов в парламенте не проявляет чрезмерного желания для решения ключевого для Брюсселя "вопроса Тимошенко".
Так или иначе, украинские и западные политики и эксперты сходятся во мнении: шансы на подписание Украиной Соглашения о ассоциации в Вильнюсе стремительно падают.
"И здесь дело даже не в Тимошенко. Дело в том, что в Брюсселе сейчас не понимают, действительно ли Украина хочет подписать Соглашение об ассоциации", - говорит ВВС Украина заместитель руководителя Института мировой политики Сергей Солодкий.
В кулуарах парламента обсуждают два основных объяснения "новой линии" официального Киева.
Согласно первому из них, Виктор Янукович - вероятно, после недавней сочинской встречи с российским коллегой Владимиром Путиным, конкретизируют оппозиционеры - принял окончательное решение отказаться от ассоциации с ЕС и сейчас дал команду срывать подписание уже готового соглашения в Вильнюсе.
Согласно второму, президент ведет тонкую игру: он еще хочет получить ассоциацию, но, по возможности, на своих условиях. В расчете, например, на то, что в последний момент у европейцев сдадут нервы и они подпишут соглашение без освобождения Юлии Тимошенко.
ВВС Украина с помощью украинских экспертов пыталась разобраться в аргументах в пользу обеих этих версий, а также в том, не существует ли случайно некоего "третьего пути" для официального Киева.
Прочь от Брюсселя
На самом деле о том, что в случае неподписания Соглашения об ассоциации в Вильнюсе Украина начнет полным ходом сближаться с Россией вплоть до вступления в Таможенный союз, в Киеве никто не говорит.
Представители власти говорят скорее о "паузе" в отношениях с Евросоюзом, которая якобы пойдет на пользу обеим сторонам.
Именно об этом шла речь на недавней встрече Виктора Януковича с представителями Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) и Федерации профсоюзов Украины.
"Если это можно, давайте подписание на один год пока перенесем. Еще дайте нам возможность подготовиться, закупить оборудование. Это большая просьба не только моя, это большая просьба промышленников", - цитирует пресс-служба президента Валентина Ландика, владельца донецкого завода по производству холодильников "Норд" и депутата от Партии регионов.
Политолог Вадим Карасев в комментарии "Коммерсанту" заявил: подобными заявлениями власть готовит Януковичу алиби на случай неподписания соглашения.
Какие цели может преследовать украинская власть, откладывая сближение с Европой?
Прежде всего, она избежит раздражения Кремля, которое может вылиться в развертывание Россией полноценных экономических боевых действий против Украины.
"В соглашении об ассоциации есть некоторые формулировки, которые показывают, что Киев открыто и откровенно отказывается от сотрудничества с Москвой по широкому кругу вопросов", - объясняет ВВС Украина председатель Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
"Неподписание Соглашения об ассоциации совсем не означает, что Киеву немедленно поступит предложение вступить в Таможенный союз. Будет какая-то промежуточная форма в отношениях с Россией - в частности, прекращение этих военных действий и изменение условий газового договора. Но такого безальтернативного сближение с Россией, как это было с Европой, не будет", - прогнозирует политолог.
Помимо получения выгоды в виде экономических преференций от Кремля, неподписание Соглашения об ассоциации позволит украинской власти по-своему решить "проблему Тимошенко" - просто не выпуская ее из тюрьмы.
В любом случае, нужно иметь в виду, что пауза, которую Украина может взять в отношениях с ЕС, вполне может затянуться значительно на дольше, чем об этом сейчас говорят ее сторонники.
В следующем году состоятся выборы в Европарламент и назначение новых членов Европейской комиссии. И совсем не факт, что новый комиссар по вопросам расширения будет столь же внимательным к восточным территориям ЕС, как нынешний - чех Штефан Фюле - написал в недавней статье польский евродепутат Павел Коваль.
Еще через год - президентские выборы в Украине. Во время кампании ожидать прорыва в отношениях с ЕС тоже не стоит, предупреждают эксперты.
Наконец, об опасности паузы в сближении Украины с ЕС в пятницу заявил и президент Польши Бронислав Коморовский.
"Нельзя предвидеть последствия того, что Украина останется вне территории западного мира. Никто не может предсказать, как будет развиваться внутренняя ситуация в Украине, как будут развиваться украино-российские отношения. Я не стал бы поддерживать тезис о том, что если чего-то не удастся сделать сейчас, то удастся через два-три года", - сказал он.
Ждать до последнего
С другой стороны, на официальном уровне никаких заявлений об изменении евроинтеграционного курса украинской власти от первых лиц государства до сих пор не звучало.
В неизменности европейского вектора продолжают уверять на правительственных сайтах президент и премьер. А в пятницу молодежная организация Партии регионов даже раздавала на киевских улицах буклетики с перечнем позитивов Соглашения об ассоциации с ЕС для Украины.
"Если бы на теме евроинтеграции была поставлена точка, то, думаю, мы бы услышали совершенно другое заявление Кокса и Квасьневского. Они имеют прямой доступ к нашему президенту, и, я думаю, более информированы, чем все "говорящие головы" Партии регионов вместе взятые... Янукович, очевидно, тянет время", - говорит Сергей Солодкий из Института мировой политики.
Формально до закрытия списка требований ЕС к Украине Киеву осталось поставить три "галочки": принять новый закон о прокуратуре, изменить избирательное законодательство и решить "вопрос Тимошенко".
"В (первых - Ред.) двух вопросах большинство и оппозиция могут найти взаимопонимание... С третьим вопросом, с избирательным правосудием, ситуация сложнее: она затягивается. Есть ощущение, что власть будет пытаться подписать Соглашение без решения "вопроса Тимошенко", - говорит депутат от УДАРа Павел Розенко.
Если исходить из этой логики, украинская власть пытается найти ответ на вопрос: настолько ли принципиальным для Брюсселя является освобождение Юлии Тимошенко перед Вильнюсским саммитом, и может ли ЕС отойти от этого требования для подписания исторического соглашения с Украиной?
Эксперты в Киеве считают, что восточные страны Евросоюза уже сегодня согласились бы отложить решение "вопроса Тимошенко" на время после саммита, подписав соглашение как своеобразный аванс для Украины.
Поэтому, возможно, Янукович ждет, чтобы на эту же позицию согласились и другие государства-члены ЕС?
Сейчас о том, кто может ветировать продвижение Украины в Европу, известно немного: в конце октября глава МИД Польши Радослав Сикорский заявил, что, по его данным, без положительного решения "вопроса Тимошенко" не дадут добро на ассоциацию с Украиной три члена ЕС: Нидерланды, Великобритания и Швеция.
Удастся ли убедить их в обратном? Глава социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко считает, что нет.
"Демократическая Европа никогда не заключала договоров с режимами, где есть политзаключенные. Поэтому даже если Тимошенко сама заявит, что останется в тюрьме добровольно, это не снимет европейских требований по освобождению заключенных в Украине как условия ассоциации с ЕС", - говорит он ВВС Украина.