Какой месседж Лукашенко послал Украине на самом деле

Дав в экстренном порядке обширное интервью Савику Шустеру, вышедшее в эфир в минувшую пятницу, глава Беларуси решил для себя сразу несколько задач

Related video

Своим выступлением Лукашенко предупредил внутреннюю оппозицию о невозможности Майдана в Беларуси, попытался обелить в глазах украинцев Путина, предложил себя в качестве партнера по решению экономических проблем Крыма и Украины. Но главное - передал новые условия Кремля украинским властям.

Любой, кто в течение 20 лет наблюдает за этим политиком, знает его как оратора, способного рассуждая обо всем на свете, одновременно послать месседжи самым разным адресатам (порой, враждующим между собой), не побив при этом ни с кем горшки и, разумеется, извлекая из этого выгоду для себя лично. Беседа Лукашенко и Шустера – яркая иллюстрация этого мастерства.

Не будем сейчас гадать, каким образом ведущий популярного шоу смог добиться аудиенции у самого закрытого, пожалуй, для неподконтрольных ему СМИ, руководителя страны в максимально короткие сроки. Оставим за скобками и то, знал ли Александр Григорьевич перед разговором формулировки вопросов Шустера. Так или иначе, но Лукашенко вполне доходчиво дал понять: я в игре. Более того, говорю не только от своего имени. Вы во мне заинтересованы. Потому встречайтесь со мной быстрее. Заметим, что, если в первый раз глава Беларуси просто намекнул на заинтересованность во встрече, то, спустя некоторое время, опасаясь, что данный пассаж мог оказаться неуслышанным, он решил вернуться к теме, нахваливая персону Александра Турчинова.

Тем более, что за помощью в посредничестве, в ситуации, когда Кремль не признает легитимность новых властей, к Лукашенко обратилась именно украинская сторона. Как известно, еще 4 марта бывший президент Украины Леонид Кучма позвонил белорусскому правителю и попросил его "о поддержке в сохранении целостности Украины и недопущении кровопролития". По сообщениям пресс-служб политиков, Александр Григорьевич тогда якобы заявил: мы против отделения Крыма и будем говорить об этом Москве.

Сразу стали слышны голоса наблюдателей, дескать, в сложившейся ситуации, стоит закрыть глаза на авторитаризм "Бацьки". Мол, русскоговорящих в Беларуси - большинство, а, значит, не решит ли кто-то их и там "защищать". Оппозиция прозападная и местами националистическая, а очередные президентские выборы уже в 2015-м. году. То есть, аналогии с Украиной как будто очевидны. Зато белорусская армия боеспособна и находится совсем рядом.

И вот уже в эфире белорусских государственных (а других там и нет) телеканалов события в Украине показываются с такой нейтральностью, о которой все уже забыли с момента прихода Лукашенко к власти в 1994 году.

Верхом критического отношения к действиям Кремля становится неожиданно резкий текст об украино-российских отношениях, опубликованный агентством БелТА, известном как рупор руководства Республики Беларусь, "Хотят ли русские войны?". (В нем провластные журналисты не скупились на определения вроде "рецидив имперского мышления", "массированная телевизионная пропаганда", "аннексия Крыма").

И вдруг Лукашенко не только заявляет, что будет выполнять все договоренности с Россией в рамках Союзного государства, но и просит у Кремля перебросить в Беларусь на границу с Украиной военные самолеты.

Окончательно развеять иллюзии о том, на чьей стороне в украинско – российском конфликте наш ближайший сосед должно было голосование в Генеральной ассамблее ООН, во время заседания которой официальный представитель Беларуси отказался поддержать резолюцию о территориальной целостности нашей страны.

С чем (а, вернее, с чьей позицией) связаны такие перемены в действиях Минска, как представляется, является секретом Полишинеля. И вот "Бацька" просится срочно в Киев.
Отметим, в интервью Шустеру Лукашенко не распространяется, зачем ему эти встречи, но при этом озвучивает (якобы высказывая собственное мнение) вероятные условия прекращения российской военной агрессии.

В концентрированном виде завуалированное под откровения "последнего диктатора Европы" вероятное послание Москвы выглядит следующим образом:

Также, как случае с Крымом, мы можем в самые короткие сроки захватить Юго-Восток Украины. Противопоставить вам этому нечего. Смиритесь с потерей полуострова. Как мы смирились с фактом политической смерти политика Януковича. На юридическое признание или непризнание нам плевать. Но не нужно демонизировать Путина, он – не агрессор, пришел, поскольку считал, что наших бьют, дальше не пойдет. Если, конечно, не будете вступать в НАТО, "кошмарить" русскоязычных мовой, станете дружить с Таможенным союзом. Дескать, мы ведь даже федерализации от вас больше не требуем. (Александр Григорьевич отлично описал, чем это чревато. Как, кстати, и напомнил о возможности гипотетического нападения со стороны Беларуси).

Выступая на общенациональном государственном телеканале Украины, Лукашенко сказал, что не любит роль посредника, образно сравнив ее с предназначением прокладки. Однако в сложившейся ситуации, похоже, он становится не только "политиком, который лучше других понимает Владимира Путина" (по определению Шустера), но и говорит с Украиной вместо него.

Потому, когда очень скоро к демократической власти в Киеве с официальным визитом пожалует авторитарный правитель Беларуси и станет как старого друга хлопать по плечам того же Турчинова, удивляться не стоит. Пятничный прайм-тайм – удовольствие не из дешевых. А целый час рассуждений говорит о том, что это мнение было по-настоящему особым.

Вадим Довнар