Экс-министр ЖКХ Кучеренко: В министерстве некому проводить реформу
Министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства в 2007-2010 гг. Алексей Кучеренко рассказал "Фокусу" о рисках холодной зимы без газа и угля, виновных в провале реформы ЖКХ и справедливых коммунальных тарифах
Какие риски для сектора ЖКХ вы видите этой зимой с учетом непростых "газовых отношений" Украины с Россией?
Основная проблема в старых домах - это внутридомовые электрические сети. Если не будет централизованно поступать тепло, то люди будут обогреваться электрическими радиаторами. Значит, пойдет дополнительная нагрузка, и увеличатся риски отключений - начинаться они могут с подъездов, потом домовые, потом микрорайонные.
Сейчас власть пытается сделать аудит энергосетей и переложить их. Но она не делает другого - не проводит разъяснительную работу с людьми. Нужно же рассказать, что можно включать, а что нет. Точно также как у АТО есть спикер, нужен и спикер по вопросам энергобезопасности.
Поставки газа из Норвегии нас не спасают?
Это больше политический, в моем понимании, контракт, который позволяет нам говорить, что по реверсу мы получаем не российский, а европейский газ. Ведь, по сути, норвежский газ не будет поступать сюда физически. Мы просто по реверсу получаем его из той же Польши, Словакии, и уводим их из-под удара России.
Помимо газа, у нас еще внутри страны возник дефицит угля из-за ситуации в Донбассе. Насколько критичен для энергобезопасности страны захват госшахт боевиками?
Достаточно критичен. Уголь ведь любит долгосрочные контракты, к тому же, есть реальные ограничения по перевалке и пропускной способности наших портов. При этом заключать контракты на покупку российского угля опасно, а польский уголь нам не подходит, по утверждениям энергетиков. Необходимо реанимировать львовские или днепропетровские шахты, мне кажется, но даже так мы дефицит не покроем.
Могут ли украинцы самостоятельно усилить "личную" энергобезопасность?
Если говорим об индивидуальном домохозяйстве, то такие люди и раньше были готовы ко всему. Придется поднапрячься одиноким пенсионерам. Они тоже всю жизнь экономили, но клюнули на рассказы о том, что газ будет всегда и дешевый. А сейчас им предлагают купить второй котел - электрический. Это если к сети подключены. В любом случае, я бы посоветовал "буржуечки" (металлическая печь для обогрева, - ред.) держать про запас. И чтобы внуки дров подкупили.
Другое дело - жители многоквартирных городских домов. Реформа ЖКХ так и не была проведена, Азаров и компания ее завалили. Механизма принятия коллективных решений нет, и не скоро появится, потому что, открою вам тайну, ныне действующий состав среднего звена министерства ЖКХ абсолютно неквалифицирован, чтобы проводить эту реформу. Значит, в ручном режиме, с нервами, с истериками будут решать, каким образом распределить ограниченные лимиты газа. А утеплять многоквартирные дома "пятнами" (утепление стен, - ред.) - это путь в никуда, путь к разрушению этих домов.
Ситуация усложняется еще и тем, что тарифы на коммунальные услуги в этом году сильно выросли. Население сможет платить вообще?
Правительство и депутаты, конечно, сделали все возможное, чтобы люди перестали платить, продавив закон № 1198 ("Об… усовершенствовании расчетов за энергоносители" - принят в апреле, подписан в мае этого года, являлся одним из требований МВФ - ред.) Это безграмотная тарифная атака монополии, которая ни к чему хорошему не приведет.
А есть альтернатива повышению тарифов?
Прежде всего, местным властям необходимо сделать жесточайший аудит по каждому тарифу. В городских бюджетах нужно выделить незначительные суммы - 100-200 тысяч гривен - для аудиторской компании, которая после тендерного отбора проведет аудит. А горожане должны требовать прозрачных тарифов - по теплу, по воде, тогда будут везде ответы получены. Потому что те тарифы, которые нам присылают "Нафтогаз" или энергетики, - это зачастую воровские схемы, и доверия никакого они не вызывают.
Сокращение ЖЭКов в столице - правильное движение в сторону реформирования отрасли?
С одной стороны, ЖЭКи превратились в "гнезда коррупции", появились свои "царьки", которых прикрывают местные депутаты и силовики. И город вроде бы этим решением усилит управляемость ЖКХ, но услуга еще дальше отдалится от потребителя. Из плюсов - можно оптимизировать управление на издержках, на накладных расходах, оптимизировать бухгалтерию, диспетчерскую службу. Но минус в том, что на тысячу домов будет управляющая компания с одной диспетчерской – ну, захлебнется, по-моему.
- Читайте также: Дотянуть до весны. Кто кого переиграл в газовой войне
ЖЭКи же остались, у них забрали статус юрлица, но все равно на них будут всех собак вешать, а они без расчетного счета будут финансироваться по остаточному принципу. И то, что дворникам уже зарплаты не платят по два месяца, это очень тревожный сигнал. Поэтому я не в восторге от этого решения. К тому же, проблема коррупционных схем на подрядах, завышенных сметах остается очень острой. Так что это не реформа, это временное восстановление управляемости.
С чего же начать реформирование отрасли?
Сменить срочно Верховную Раду, понять, кто будет отвечать за реформу, и как она будет проходить. Сейчас у нас ситуация, которая была при Януковиче, а до этого при Ющенко: не ясно, кто отвечает за реформы – президент или правительство.
А люстрация в министерстве нужна?
Люди, которые провалили реформу, до сих пор работают в министерстве. И тут я вообще ничего не понимаю. Многим из них нужно идти в прокуратуру, а они все еще имитируют реформы.