Мы их теряем. Где и кем работают украинцы за границей
Специалисты покидают Украину. Фокус выяснял, где их ждут и сколько им платят
Программист Артем Алексеенко не был в родном Киеве с сентября прошлого года. Приехал на майские праздники, чтобы навестить близких. В августе 2014 года после наступления российско-террористических войск словацкая IT-компания, от которой он получал заказы, предложила ему паковать чемоданы в Братиславу. "Они открытым текстом заявили: собирайся, будешь работать в головном офисе. Мы боимся потерять ценного сотрудника — тебя могут забрать в армию, — рассказывает Артем. — Немного посомневавшись, я все же поехал". Признается, что прельстила более высокая зарплата на постоянном месте — на аутсорсинге он зарабатывал около 1,5 тыс. евро, сейчас — 2,5 тыс. евро. Предателем Родины себя не ощущает. "В армию меня, скорее всего, все равно бы не забрали — не служил, военную кафедру не посещал. А свой долг Украине я отдаю, ежемесячно перечисляя знакомым волонтерам 100 евро", — в интонациях Артема все же чувствуется оправдание.
Война в Донбассе, кризис в украинской экономике кардинально изменили рынок труда. Массовые увольнения, неоплачиваемые отпуска, урезание зарплат, в разы уменьшенное количество вакансий. Над многими офисными служащими висит риск увольнения, а наиболее удачливые сотрудники международных фирм пакуют чемоданы, предвкушая успешное продолжение карьеры вдали от "дыма Отечества". Например, украинских сотрудников аудиторской компании EY в 2014 году перевели на работу в Германию, США, Великобританию, Польшу, Люксембург и другие страны в рамках программы мобильности рабочей силы.
Об эмиграции сегодня задумываются 83% офисных работников
У фирм, которые занимаются разработкой софта для иностранных заказчиков, — свои мотивы для вывоза сотрудников из Украины. По словам старшего консультанта рекрутинговой компании WORLD STAFF Дмитрия Толмачева, аутсорсинговые IT-компании переводят часть украинского персонала в зарубежные офисы (как правило, в страны Восточной Европы), чтобы минимизировать риск потери клиентов. Многие зарубежные заказчики не доверяют важные разработки исполнителям из Украины, всерьез опасаясь, что из-за эскалации вооруженного конфликта украинские работники не выполнят заказ. Еще один мотив перевода персонала за границу — защита от возможной мобилизации ключевых сотрудников.
Остальных офисных служащих тоже охватывают чемоданные настроения. Как показывают исследования компании "HeadHunter Украина", об эмиграции сегодня задумываются 83% офисных работников. "Если в начале 2014 года основными мотивами для переезда за границу было желание получать более высокую зарплату и возможности для самореализации и карьерного роста, то сегодня все чаще на первый план выходит отсутствие стабильности и уверенности в завтрашнем дне", — комментирует результаты исследования руководитель экспертно-аналитического отдела "HeadHunter Украина" Руслана Березовская. Думают о переезде не только перспективные "золотые головы", но и рядовой "офисный планктон". "Ранее вопрос перевода на работу за рубеж касался скорее топ-менеджмента. Сейчас работники с совершенно разным опытом, как менеджеры среднего звена, так и специалисты с относительно небольшим стажем, ищут возможности перевестись за рубеж (в другой офис своей международной компании. — Фокус) или трудоустроиться там с нуля", — констатирует Галина Хоменко.
Хотеть — еще не значит уехать. Активные действия для реализации задуманного, по данным исследования hh.ua, сегодня готовы предпринимать только 29% опрошенных. Но и этого оказалось достаточно, чтобы отток трудовых резервов из страны увеличился в разы. По наблюдениям гендиректора компании DOPOMOGA Ukraine Катерины Скибской, с начала 2014-го международная трудовая миграция набирала обороты, и по итогам года поток мигрантов увеличился вдвое.
Неожиданно оживленным направлением для трудоустройства топ-менеджеров из Украины стал Казахстан. Например, соискателю на должность исполнительного директора в городе Алматы предлагают зарплату в $10–20 тыс. в месяц
Сдерживают международную миграцию из Украины актуальные для большинства граждан трудности с накоплением стартовых денег для получения визы, покупки билетов и проживания в новой стране в первое время. Миграционные расходы действительно немаленькие. Например, одесситка Лера Николаенко, чтобы начать работу фотографом на круизном лайнере, на комиссию специализированному агентству по трудоустройству, оформление документов и другие сопутствующие расходы потратила около $1,1 тыс., а это почти 7 средних официальных зарплат по Украине. Для квалифицированных специалистов, решившихся на переезд с семьей, затраты могут быть больше в несколько раз.
Где нужны золотые руки
Наиболее массово украинцы отправляются на заработки в соседние страны — Россию и Польшу. Рекрутинговые компании подтверждают, что российское направление не утратило актуальности, несмотря на вооруженный конфликт между государствами и кризис в РФ. По словам Дмитрия Толмачева, весной 2014-го активизировались российские компании, желающие сэкономить на зарплатах. За относительно небольшие деньги они подыскивали квалифицированных украинских инженеров, технологов пищевых предприятий, руководителей на производство и опытных менеджеров по продаже — надеялись, что война в Донбассе и экономические проблемы подстегнут русскоговорящих украинцев перебираться в поисках работы в Россию. Однако из-за невыгодных условий работы, обострения противостояния и экономического кризиса в обеих странах интерес к сотрудничеству поубавился как у российских работодателей, так и у украинских соискателей. На родину также возвращаются уже трудоустроенные в России украинские специалисты, которые не свыклись с враждебным отношением к своей стране и оголтелой пропагандой в российских СМИ. Но, по наблюдениям Дмитрия Толмачева, в Россию продолжают ехать на заработки жители приграничных регионов Украины и Донбасса, не имеющие альтернативы.
Большая же часть безработных украинцев ищет счастье в западных странах. Руслан Скляренко из Полтавы до декабря прошлого года работал на стройке в Курской области. Теперь собирает документы для поездки на стройку в Польшу. "Не скажу, что отношение простых русских к нам, украинцам, предвзятое и тем более воинственное. Основная масса понимает, кто и за что на самом деле воюет в Донбассе. Но я постоянно ощущал дискомфорт, работая в стране, которая развязала войну против моей. Получив обещанные $2,4 тыс. за три месяца работы, я решил вернуться. Теперь собираюсь в Польшу, где меня уже ждут в строительной бригаде. Предлагают практически те же деньги, но, думаю, там будет легче морально".
Трудовой Меккой для украинцев становится
Польша. Требуются все — от дворников до руководителей
Польское рабочее направление стало наиболее оживленным. "У нас на портале больше всего польских вакансий. Требуются все — от дворников до руководителей, включая персонал как на сезонные, так и на квалифицированные работы", — рассказывает Фокусу контент-менеджер портала Rabota.ua Татьяна Пашкина. В основном в Польше требуются строители, инженеры, рабочие, домашний персонал, водители-дальнобойщики и т. п. В частности, польские работодатели ищут повара в ресторан домашней кухни, садовника моложе 40 лет, швей с опытом работы от года, электромеханика на поточной линии до 45 лет, рабочих на утепление фасадов, работниц на производство фарфора и др. Им всем предлагают оплату в 8–10 злотых в час, что при условии полной занятости соответствует заработкам в 350–450 евро в месяц. У водителей-дальнобойщиков из Украины с опытом перевозок по территории ЕС более интересные перспективы: в Польше им обещают 1–1,3 тыс. евро.
Среди других стран, куда наиболее массово отправляются на заработки украинцы, опрошенные Фокусом кадровые агентства называют Италию, Чехию, Испанию, Германию, Израиль, США, Канаду и ОАЭ. Традиционно за рубежом украинцы работают в сфере обслуживания (водители, няни, повара, садовники, уборщики, горничные), в торговле (продавцы-консультанты, менеджеры по продаже), в промышленности (рабочие, инженеры), на сезонных сельхозработах (сбор урожая, рыбный промысел).
Куда отправляются "золотые головы"
Квалифицированных специалистов из Украины, которые работают за рубежом по своей профессии, ничтожно мало в сравнении с многомиллионной армией неквалифицированных "заробитчан". Наилучшие карьерные перспективы вне Украины открываются у айтишников. На первый взгляд, таким специалистам, которые в большинстве своем работают на зарубежных заказчиков, незачем покидать Украину. Ведь после девальвации гривны они оказались в выигрышном положении в сравнении с представителями других профессий. "Зарплаты топ-менеджеров многих компаний в Украине остались такими, какими были при старом курсе доллара США (8 UAH/USD. — Фокус), в то время как парни из IT-сферы получают доходы в привязке к текущему валютному курсу. Вот и получается, что программист с двухлетним опытом работы сейчас зарабатывает как топ-менеджер крупной компании со стажем в 10–15 лет", — обращает внимание на зарплатный перекос на рынке труда Дмитрий Толмачев.
Поток трудовых мигрантов с начала 2014-го года из Украины увеличился вдвое
Однако, по информации Катерины Скибской из DOPOMOGA Ukraine, представители сферы IT занимают первое место среди квалифицированных специалистов, которые выезжают из страны. Их с радостью берут на работу в Германии, Польше, США, Нидерландах и других странах. "В Украине IT-специалисты высокой квалификации зарабатывают около $3,5 тыс., переезжают в среднем на 3 тыс. евро. Едут не из-за денег. Мотивацией, как правило, становится отсутствие видения своего будущего в Украине, предложения поучаствовать в интересных проектах, стабильность, безопасность", — объясняет Скибская. Для некоторых программистов, пакующих чемоданы, последней каплей стала война на востоке и промедление с реформами в Украине. "В Киеве ни за какие деньги не купишь качественное здравоохранение, хорошие дороги, социальную защищенность, безопасность и уверенность в завтрашнем дне. Здесь по-прежнему нужно везде иметь блат и уметь давать взятки", — говорит Сергей, киевский программист, который в начале 2015 года принял решение уехать за границу.
Нажмите для увеличения
Уезжают из Украины не только айтишники, но и медработники, менеджеры, инженеры, специалисты из аграрного сектора. Украинских врачей чаще всего приглашают в Ливию, Германию, ОАЭ и Чехию, где предлагают среднюю зарплату около 1,5 тыс. евро. Однако построить успешную карьеру в Европе украинскому врачу далеко не просто. Так, в Германии иностранным врачам сначала нужно получить временное, а затем, после сдачи экзамена, постоянное разрешение на работу. Начинать практику обычно приходится в маленькой "деревенской больничке" врачом-ассистентом. До этого нужно подтянуть немецкий до уровня продвинутого владения и получить соответствующий сертификат, а в некоторых землях Германии дополнительно сдать тест на знание медицинского немецкого. Стимулом для преодоления подобных трудностей для молодых украинских врачей часто становится невозможность получать достойную оплату труда в Украине. В Германии, например, врачу-терапевту с разрешением на работу предлагают 50–70 тыс. евро в год.
Наталия Бондаренко, операционный менеджер департамента рекрутмента кадрового холдинга "АНКОР" в Украине, отмечает, что в последнее время заметно увеличилось количество заинтересованных в работе за границей специалистов из агросектора, которые готовы к переезду в Европу или ближнее зарубежье. Перспективы трудоустройства у таких профи есть в странах бывшего СССР. "Больше всего зарубежных предложений для украинских аграриев поступает из РФ и Казахстана. Из государств СНГ для таких соискателей наиболее привлекательны Казахстан, Азербайджан и Грузия, в меньшей степени — Беларусь и Россия", — уточняет Наталия Бондаренко.
Отъезд из России патриотов-специалистов теперь компенсирует контингент из приграничных регионов Украины и Донбасса, не имеющий альтернативы
Неожиданно оживленным направлением для трудоустройства квалифицированных специалистов из Украины стал Казахстан. Так, например, соискателю на должность исполнительного директора в городе Алматы предлагают зарплату в $10–20 тыс. в месяц. От кандидата требуется успешный опыт выведения компании на IPO (размещение акций на западных рынках) и навыки управления коллективом не менее 500 человек. От $6 тыс. до $15 тыс. в месяц в Казахстане готовы платить директору ТРЦ с опытом управления аналогичным объектом недвижимости в Украине. Управляющему рестораном со стажем руководящей работы не менее 5 лет обещают около $2 тыс. Трудоустройство в Казахстане привлекательно из-за отсутствия языкового барьера — большинство казахов понимает русский язык.
Глава комитета сертификации ассоциации HRForum Дмитрий Козлов считает, что залог успеха для любых украинских специалистов за рубежом — знание иностранного языка и высокая квалификация в своей специальности, подтвержденная международными сертификатами и дипломами. "К числу самых привлекательных с точки зрения зарплаты профессий относятся маркетологи топ-уровня с зарплатой $80–170 тыс. в год и менеджеры в сфере IT ($100–160 тыс. в год). Среди нишевых позиций, работа на которых не требует наличия международного диплома, но предполагает практический опыт и международную сертификацию, можно назвать инженеров-нефтяников ($130 тыс. в год) и контролеров-диспетчеров авиационного транспорта ($122 тыс. в год)", — делится наблюдениями Дмитрий Козлов.
Пока в Украине продолжается кризис, отъезд за рубеж квалифицированных специалистов заметного влияния на рынок труда не оказывает. Однако в случае возобновления роста экономики Украина рискует столкнуться с острым дефицитом наиболее востребованных профессий, например, айтишников. По мнению Катерины Скибской, в этом случае стоимость таких специалистов в Украине должна вырасти, что послужит хорошим сигналом для желающих вернуться на родину.
Фото: из личных архивов.
Инфографика: Елизавета Букреева