Оккупация. Станет ли Крым ближе к Украине
Возвращение Крыма в Украину возможно лишь при условии смены российского политического руководства
В сентябре 2015 года лидеры крымских татар начали товарную, а затем и энергетическую блокаду полуострова. Инициатива Меджлиса украинским обществом была воспринята неоднозначно. Чаще звучали голоса в ее поддержку, ведь блокада должна была дать понять, что без Украины полуостров ждет незавидное будущее. Реже слышались голоса скептиков, среди которых и голос экс-министра курортов и туризма АРК Александра Лиева. "Транспортная, водная, продовольственная, энергетическая блокады не направлены на налаживание связей с крымчанами, — поясняет он свою позицию Фокусу. — А именно эти связи должны стать ниточками, за которые можно будет потянуть Крым назад".
Лиев уверен, что со стороны Украины было бы правильным в 2016 году начать масштабную программу по работе с населением полуострова, чтобы показать, что страна от них не отвернулась. Например, поставлять туда продукты в украинской упаковке, на которой на украинском, крымскотатарском и русском языках будут написаны дружелюбные послания. Или поставлять электроэнергию в количестве, достаточном для обеспечения нужд населения. "При этом стоит доносить до людей, что население потребляет только 48% общего объема электроэнергии, остальное забирают российские военные, промышленность, сельское хозяйство: им мы ничего поставлять не собираемся, а ваши потребности обеспечим", — говорит экс-министр, подчеркивая, что за время блокады от Украины не прозвучало ни одного официального обращения к крымчанам, в котором бы Киев обозначил, чего хочет от них и что может дать взамен.
Путин может уйти, когда имперские амбиции доведут Россию до экономического коллапса, а для этого уже созданы все предпосылки
Он уверен: если не поменяются риторика и подход, Крым еще больше отдалится от Украины. Это заведомо проигрышная позиция, так как общественное мнение очень важно для восстановления на полуострове украинского суверенитета: Запад всегда его учитывает.
Крымский публицист Павел Казарин согласен с тем, что настроения на полуострове меняются. Кто-то стал жертвой коллективного Дмитрия Киселева, кто-то после блокады проникся скепсисом в отношении официального Киева, кто-то, наоборот, разочаровался в России. "Но любому новому разговору о статусе Крыма будут предшествовать тектонические изменения в Российской Федерации таких масштабов, что все эти настроения будут на вторых-третьих ролях", — уверен Казарин.
Кремль может вернуться к обсуждению судьбы Крыма только в ситуации экономического краха и обрушения существующей властной модели. Когда игры в суверенную империю заведут страну в тупик, России нужно будет возобновить формат взаимодействия с Западом, который существовал в 2013 году. "Ради этого новое политическое руководство будет готово вернуться к рассмотрению крымского вопроса, — говорит Казарин. — Не исключено, что в условиях коллапса по образцу 1991 года приход Украины будет восприниматься крымчанами как наименьшее из возможных зол".
Коллапс же российской экономики вполне возможен, учитывая тенденции: нефть дешевеет, санкции продлеваются, экономическая конъюнктура для Российской Федерации ухудшается, усиливаются противоречия с бывшими союзниками, например, с Турцией. В этих условиях готовность России вернуться к дискуссии о статусе Крыма уже не кажется чем-то фантастическим. Но это явно не перспектива 2016 года.