ПО для бизнеса: что должен знать предприниматель, выбирая программное обеспечение

Выбор программного обеспечения — важнейшее решение для компании, от которого зависит будущее бизнеса. Программная среда является фундаментом, на котором предстоит развивать предприятие, и ошибки здесь обходятся чрезвычайно дорого.

Большинство предпринимателей опрометчиво доверяют известным брендам, следуя привычной модели поведения при покупке офлайн-товаров. Ведь известная марка — гарантия качества, и за это мы готовы переплачивать. Но в мире программного обеспечения все иначе. Крупные компании-разработчики стараются писать универсальный софт, чтобы охватить максимальное количество отраслей, а мелкий игрок, со своими нишевыми потребностями, мало кого интересует. Подстраивать программу под вас никто не будет, вам придется адаптировать свой бизнес под функционал программного обеспечения. Так описывает свой опыт взаимодействия с разработчиками Андрей Кравцов, владелец интернет-магазина электроники.

Андрей сделал выбор в пользу популярной в России системы управления предприятием, остался ею недоволен и нарекает на отсутствие альтернативы. «Купив конфигурацию под свой бизнес, я остался один на один с программой. Никаких консультаций и бесплатного обучения по моей конфигурации разработчики не предоставляют, а бесплатные инструкции и видео не отвечают на вопросы, которые у меня возникли. Пришлось нанимать специалиста за отдельную плату, и на консультации с ним выяснилось, что мне еще нужно взять на работу программиста, который будет дорабатывать систему под мои нужды», — говорит Андрей.

Его жалоба не единична — проблема актуальна для большинства представителей малого бизнеса.

С просьбой помочь разобраться в ситуации на рынке ПО для бизнеса мы обратились к Александру Носову, основателю компании Gincore. Компания занимается разработкой узкоспециализированного программного обеспечения для ремонтных цехов, сервисных центров и мастерских.

— Александр, как вы считаете, обоснованы ли жалобы предпринимателей?

— Думаю, вполне. Выбирая CRM, ERP или другую программную среду, в первую очередь нужно смотреть не на бренд, а на функционал программы, отзывы других пользователей, а главное — отзывчивость менеджеров компании разработчика. Ведь если они нехотя с вами общаются еще до продажи, то какая поддержка будет после, можно себе представить.
— Почему так происходит? Софтверные компании не заинтересованы в продажах, у них и так все хорошо?
— Действительно, если мы говорим о брендах номер один, два, три на рынке ПО для бизнеса, то они весьма масштабные и у них все очень хорошо. Им хватает среднего и крупного бизнеса, с ним они возятся: выделяют персональных менеджеров, обучают, проводят курсы, семинары, могут даже вносить какие-то изменения в программу по требованию клиента.

Вы считаете, причина в низкой конкуренции?
— Да, уровень конкуренции достаточно низкий. У меня партнер в США, мы понемногу работаем и на западный рынок, так там серьезная конкуренция, идет борьба за клиента. А в России у клиента выбора особо и нет: или ты берешь эту программу, или ее же, но в другой конфигурации.

А как работает ваша компания?
— Дело в том, что мы работаем только в одной нише — это учет, управление и автоматизация сервисных центров. И в этой нише у клиентов достойный выбор.
— Почему только одно направление? Если нет конкуренции, как вы говорите, почему не занять максимальную часть рынка во всех сегментах?
— Прежде всего потому, что адаптация программы под другие направления бизнеса занимает достаточно много времени и ресурсов. Кроме того, теряется экспертность: мы не можем хорошо разбираться и в сфере сервисного обслуживания, и в розничной торговле, и в сфере медицинских услуг и т. д.

Многие так поступают: пишут простенькие программы, создают конфигурации под максимальное количество бизнесов. Интернет забит такого рода предложениями.

У нас в этом плане скорее японский стиль ведения бизнеса: выбрать что-то одно и доводить это до совершенства, быть экспертами. Вот мы эксперты в автоматизации сервисных центров и продолжаем развиваться в этом направлении.

Мы немножко отвлеклись. Так почему же в остальных сегментах нет конкуренции и низкое качество сервиса?
— Нельзя сказать, что конкуренции нет, не будем утрировать. Компании конкурируют и борются за клиента, но они не могут под всех подстраиваться. Они крупные игроки, их задача — создать платформу, а дальше каждый под себя может допиливать. Вы покупаете конфигурацию — там масса ненужных функций, кнопок, табов, при этом что-то необходимое отсутствует. Соответственно вам нужно нанять программиста, который допилит программу под вас. Главное, чтобы вам повезло и программист попался толковый. Иногда эти допилы тянутся годами.

Еще такая проблема: клиенты не знают, что есть специализированное программное обеспечение, где ничего допиливать не нужно, а есть популярные платформы, которые после покупки придется адаптировать под себя. Заплатив деньги, люди ожидают получить готовое решение под их бизнес, а такого нет у софтверной корпорации, так как они пишут платформы с универсальным функционалом для десятков, сотен бизнесов, а дальше каждый адаптирует под себя или подстраивает бизнес под функционал программы.

А почему предприниматели не покупают сразу специализированные программы под свой бизнес? Больше доверяют бренду?
— Как я уже говорил, не во всех сегментах есть выбор, не везде есть узкоспециализированное ПО. И, конечно, известный бренд всегда на виду, а нишевые решения и разработчиков нужно искать. К примеру, до 2015 года мы писали софт только под заказ, какого-то общедоступного коробочного SAAS-решения у нас не было.

Александр, давайте подытожим: на что должен обратить внимание владелец бизнеса при выборе программного обеспечения?

— Первое — экспертность. Стоит отдать предпочтение компании, которая много лет занимается одним программным продуктом, перед теми, кто выпускает программы сериями под разные бизнес-направления.
Второе — отзывчивость менеджеров. Как быстро они отвечают на ваши вопросы. Надоедайте вопросами, не стесняйтесь, расспрашивайте обо всем. Ваша задача — выявить политику компании, отношение к вам, есть ли готовность помочь.
Третье: читайте отзывы тех, кто уже пользуется ПО.
Четвертое: обязательно должна быть бесплатная пробная версия, где вы можете протестировать все и понять, есть ли там необходимый вам функционал, удобен ли интерфейс и т. д.
Пятое: нужно узнать у менеджеров, возможна ли доработка программы под ваши требования, есть ли на рынке программисты под этот софт и сколько будет стоить час работы такого программиста.

Спасибо за консультацию, Александр. Думаю, информация будет полезна нашим читателям и поможет сделать правильный выбор.

gincore.net