Учиться прозрачно. Как избежать поборов в школах

Фото: пресс-служба КГГА
Фото: пресс-служба КГГА

Заместитель главы Киевской горадминистрации Алексей Резников рассказал Фокусу о том, как бороться с поборами в школах и зачем родителям нужны благотворительные фонды

Related video

3 октября Департамент образования КГГА издал приказ №930 "О прозрачности и открытости деятельности учебных заведений". Публикация документа сразу же вызвала череду скандалов, так как родители взяли приказ и пошли в школы требовать финансовой отчетности. Многие школы, в свою очередь, не спешат выполнять новые требования, по инерции защищая устоявшуюся систему. Иногда в учебных заведениях доходит дело до травли родителей, которые считают, что теперь ни за что не обязаны платить.

Фокус узнал у заместителя главы КГГА Алексея Резникова, какие рычаги влияния на администрации школ и детсадов родителям дает приказ №930 и смогут ли учебные заведения Киева обойтись без родительских денег.

КТО ОН

Заслуженный юрист Украины, адвокат. С 2014 года — заместитель городского головы — секретарь Киевсовета, с 2016-го работает одним из заместителей главы КГГА

ПОЧЕМУ ОН

Курирует гуманитарный блок в КГГА, в том числе образование, а также вопросы самоуправления, рекламы, туризма, международные отношения

Запрет

В чем особенности приказа №930?

— Волна поборов и злоупотреблений очевидна. Наш департамент несколько раз реагировал на это и ранее. Но, видимо, этого было недостаточно. Поэтому мы решили издать приказ, который прямо запрещает администрациям школ собирать деньги. И впервые городские учебные заведения обязаны информировать родителей о выделенных и потраченных деньгах. Они должны установить информационные стенды, где будет расписан бюджет школы или детского сада. В этом случае родители могут легко проверить, на что выделены деньги, а на что не хватает. Если они хотят поменять шторы или купить интерактивную доску в класс уже сейчас, то сами договариваются и принимают решение. Мы запрещаем администрациям давить на них и инициировать эти разговоры.

Пока мы не можем обеспечить учебные заведения абсолютно всем. В этих случаях родители могут создать благотворительный фонд, избрать из своего круга или нанять людей, которые могут заниматься этими финансами, администрация школы не имеет права на это.

Как родители могут узнать о бюджетах учебных заведений, если они не выставлены на сайтах школ?

— Мы обязали учебные заведения обнародовать их финансы до 1 декабря. Пока вы можете зайти на бета-верисю нового сайта КГГА new.kievcity.gov.ua, в раздел "Открытый бюджет". Там в режиме реального времени увидите, как и куда тратятся городские деньги, в частности в отрасли образования. Можно выбрать месяц, район, где находится учебное заведение, номер школы и увидеть, сколько потрачено, на какие нужды, посмотреть контрагентов, то есть организации, которым эти деньги уплачены.

Преступление и наказание

Нередко встречаются истории о том, что благотворительные фонды в школах работают непрозрачно. Как быть в таком случае?

"Так как сейчас нам охранять школы некем, родители собираются и нанимают сотрудников охранных фирм, вахтеров. Для этого и должны существовать благотворительные фонды, из которых будут финансироваться эти расходы"

— А это как раз и есть нарушение приказа №930. В этом случае нужно подавать заявление в правоохранительные органы и выяснять, кто конкретно управляет фондом. Это проверить легко — у фонда должны быть счета, зарегистрированные в налоговой и банке. Реестры Минюста сейчас открыты, там тоже должна быть эта информация. И если выяснится, что фондом управляет кто-то, причастный к директору школы или администрации, им грозит наказание. Если фондом управляют родители, нужно спрашивать их, ведь и среди родителей могут быть мошенники. Если с их стороны есть злоупотребления с элементами мошенничества — это чистой воды криминал, и с ним нужно идти в полицию.

Отслеживаете ли вы нарушителей приказа?

— Нет, мы же не правоохранительная структура. Мы можем только реагировать, призывать к действию и проверять факты. Если факт злоупотребления подтверждается, можем вмешаться.

Часто встречаются конфликты личного характера. Возмущенные родители жалуются на поборы в школе, но выясняется, что на собрании родительского комитета они отказываются финансировать какое-нибудь мероприятие. Называя это поборами, такие родители подвергаются обструкции со стороны оппонентов. В эти ситуации мы, извините, не можем вмешиваться.

В случае реальных поборов родители должны обращаться в правоохранительные органы, которые дадут оценку фактам и зарегистрируют заявление. Если они не усматривают криминальную составляющую, то обязательно должны письменно отказать. Это даст вам возможность обратиться в вышестоящую инстанцию, прокуратуру и пожаловаться на отказ внести дело в реестр досудебных расследований. Прокуратура проведет проверку на предмет корректности отказа. Если вы правы, можно действовать дальше, вплоть до обращения в суд. Также можете обратиться в районо, если там вас не услышали, обращайтесь к нам, в Управление по борьбе с экономическими преступлениями, по телефонам: 222-68-12, 521-66-28, 521-66-29, 521-66-31. Вас обязательно услышат, примут и дадут оценку фактам.

Как разрушить порочную систему школа — районо? Ведь когда родители обращаются в вышестоящие органы, часто они выступают заодно с директорами школ.

— Конечно, есть случаи покрывательства и кумовства. Разбивать порочный круг нужно действием. Если в районо вас не слышат, приходите к нам, делайте вашу ситуацию публичным достоянием. Есть много эффективных движений, объединяющих родителей. Про всех не скажу, но у нас успешная коммуникация с "Батьками SOS". Как раз с ними мы запустили реформу школьной формы. Я сам как папа категорически против униформы, считаю, что она воспитывает несвободных людей.

Какое наказание предусмотрено для тех, кто не выполняет требования приказа?

— Зависит от тяжести нарушения. Мы можем применить дисциплинарные санкции, начиная от выговора с занесением в личное дело и до увольнения. А если злоупотребление более серьезное, то разбирается с ним уже правоохранительная система. Но в нашем ведении только администрации школ, родители не являются объектом регуляции приказа.

Бесплатно не будет

Представители МОН утверждают, что в кои-то веки деньги на образование у Киева есть. Так ли это?

"Впервые городские учебные заведения обязаны информировать родителей о выделенных и потраченных деньгах"

— Образование все еще финансируется по остаточному принципу. Не было ни одного года, чтобы государственный бюджет перечислил 100% субвенций на образование. Никогда. Финансирование было на уровне 30—40% как на образование, так и на здравоохранение, при изъятии у города 60% налога на доходы физических лиц, а это порядка 8 млрд грн. Поэтому в Киеве существуют муниципальные надбавки на образование.

Процедура официального финансирования из городского бюджета не меняется. По представлению департамента администрация готовит бюджет на 2018 год, распределяет фонды на те или иные нужды. Самый крупный у нас — зарплатный фонд, вообще на образование тратится четверть, а если учесть коммунальные расходы, то и треть годового городского бюджета.

Как распределяются деньги по школам?

— Деньги идут централизовано. Система бюджетного процесса очень сложная. Школы делают запрос в районо, он проходит разные инстанции, сливается с запросами из других школ и районов и приходит в департамент финансов КГГА. Тот сегментирует бюджет по отраслям и, исходя из общей картины, отвечает: вы запросили, к примеру, пять миллиардов, а мы можем выделить только два. И департамент образования должен решить, как потратить эти два миллиарда. Мы определяем приоритеты — к примеру, отремонтировать еще десять детских садиков и сохранить надбавку к зарплатам, но не финансировать покупку канцелярских товаров.

Потом проект бюджетного решения рассматривают депутаты Киевсовета, которые начинают лоббировать интересы своих избирателей, и, бывает, электоральные предпочтения противоречат прагматике.

Есть ли вероятность, что школы смогут формировать бюджет исходя из реальных нужд?

— Если это коммунальные школы, то такой возможности я не вижу.

Зачем нужна благотворительность

Вы сами как родитель сталкивались с поборами?

— С поборами не сталкивался, но с предложениями сброситься на что-то — да. Я всегда здраво оцениваю, за что готов платить. Когда моя дочь была школьницей, на родительском собрании мы обсуждали доплаты за факультативные занятия третьим иностранным языком. Часть родителей не хотела участвовать, но я сагитировал их расширить образовательные возможности наших детей, и все согласились доплачивать. Мы собрали фонд, и один из родителей контролировал расходы на эти уроки.

То есть без благотворительных фондов все же не обойтись?

"Будьте партнерами и союзниками администрации вашей школы или детского сада в интересах ваших детей"

— Есть услуги, которые не забюджетированы городом, их не поддержали депутаты городского совета, но они необходимы, к примеру, имеется потребность в охране. На данный момент у нас, к сожалению, не существует муниципального уровня правоохранительной системы, хотя нам нужна "муніципальна варта", задача которой — обеспечивать порядок на улицах города. Законопроект об этом в парламенте лежит, но не проходит голосование: депутаты боятся, что мэры городов получат "частные армии". На мой взгляд, это величайшая глупость.

Так как сейчас нам охранять школы некем, родители собираются и нанимают сотрудников охранных фирм, вахтеров. Для этого и должны существовать благотворительные фонды, из которых будут финансироваться эти расходы.

Родителей такая система разделяет, они разбиваются на враждующие группы: одни готовы сдавать деньги, другие — нет. Как с этим бороться?

— Родители в классе должны научиться договариваться. Этому есть успешный пример — лицей №157 на Оболони. В его уставе написано, что всеми деньгами распоряжаются родители и только уведомляют администрацию либо советуются с ней о том, как потратить бюджет. Там учится мой крестник, и кумовья рассказывают, как они принимают решения. В их классе есть дети из малоимущих семей. И если, к примеру, класс хочет съездить на экскурсию в другой город, родители большинства чуть-чуть увеличивают свой взнос, чтобы все дети смогли поехать.

После выхода приказа №930 родители должны четко владеть этой информацией, а педагоги — принять новую ситуацию. И стороны будут вынуждены находить новые технологии взаимодействия, в том числе и финансовые. На мой взгляд, технология проста: создавайте благотворительные фонды, контролируйте их, совместно принимайте решения, на что тратить деньги. И будьте партнерами и союзниками администрации вашей школы или детского сада в интересах ваших детей.