Юлия Тимошенко рискует потерять партийных спонсоров и часть фракции
Юлии Тимошенко никак нельзя на досрочные выборы: вместе с властью она рискует потерять нечто более ценное – партийных спонсоров и добрую часть парламентской фракции
Внезапно согласившись отправиться в отставку вместе с парламентом, президент порядком озадачил своих политических оппонентов. В БЮТ признаются, что Виктору Ющенко удалось удивить даже их. "Я жду ответа от премьер-министра и коалиции" – так закончил свои перевыборные предложения президент. К середине нынешней недели, когда верстался этот номер Фокуса, ответ сторонников Тимошенко звучал как однозначное "нет".
"Это нереально – через полторы недели начинается президентская кампания. Если досрочные выборы в Раду и должны проводиться, то только после президентских и с согласия всех политических сил", – прокомментировал Фокусу позицию своей политсилы бютовец Андрей Шкиль.
Однако, как выяснил Фокус, причина несогласия БЮТ на перезагрузку вместе с президентом не только в сомнительном с юридической точки зрения воплощении этой идеи, но и в более приземленной плоскости: Тимошенко боится из-за кампании растерять своих людей.
Убыточный год
Юлии Тимошенко действительно необходимо во что бы то ни стало остаться на посту премьер-министра как можно дольше. И вовсе не из-за личных властных амбиций, а исходя из интересов близкого к БЮТ бизнеса. Ведь в условиях кризиса основным фактором выживания для него становится доступ к государственному ресурсу. А этот доступ контролируется премьером.
По данным Фокуса, в последние несколько месяцев отношения Юлии Тимошенко с некоторыми своими спонсорами стали портиться. "Дело в том, что люди долго вкладывали в БЮТ деньги и хотели соответствующей отдачи. А тут еще кризис. И, естественно, они были недовольны тем, что Тимошенко думала больше о своем имидже, чем об их бизнесе", – резюмировали в разговоре с корреспондентом Фокуса сразу несколько источников из Партии регионов и Секретариата президента. Напомним, что основными крупными бизнесменами в окружении Юлии Тимошенко принято считать совладельца группы "Финансы и кредит" Константина Жеваго, владельца корпорации "УкрАвто" Тариэла Васадзе и совладельцев корпорации "Индустриальный союз Донбасса" Виталия Гайдука и Сергея Таруту. Все эти люди, согласно последнему рейтингу самых богатых украинцев Фокуса, потеряли за время кризиса от половины до двух третей своего состояния.
Кроме того, по разным данным, близким к Юлии Тимошенко остается совладелец группы "Приват" Игорь Коломойский, потерявший за последний год, согласно тому же рейтингу, половину своего 5-миллиардного состояния.
Теперь Юлия Тимошенко столкнулась с существенной проблемой: скудная кризисная песочница оказалась слишком тесной для всех, кто ее поддерживает.
Основным пострадавшим в данной ситуации оказался Игорь Коломойский. По информации Фокуса, его позиции пошатнулись сразу по нескольким направлениям. Юлия Тимошенко начала налаживать отношения с главным спонсором Партии регионов Ринатом Ахметовым. Именно с этим многие эксперты связывают выгодное для него разрешение ситуации вокруг крупнейшей энергогенерирующей компании Украины "Днепроэнерго". Как известно, последние несколько лет контролирующий "Днепроэнерго" Ринат Ахметов вел с Игорем Коломойским настоящую войну за эту компанию. В боях за "Днепроэнерго" совладельца "Привата" активно поддерживала государственная НАК "ЭКУ", владеющая 76% акций компании. Суть конфликта заключалась именно в количестве акций – еще в 2003 году при помощи допэмиссии Ахметову удалось уменьшить государственный пакет до 50%+1 акции. Государство не признавало правомочность этой операции вплоть до 24 марта нынешнего года, пока на очередном собрании акционеров компании представители НАК "ЭКУ" молча не проголосовали пакетом в 50%+1 акция, легализовав таким образом спорные акции Ахметова. "В общем, они сильно поругались из-за "Днепроэнерго" (Коломойский и Тимошенко. – Фокус)", – отметил источник в окружении премьер-министра.
Кроме того, косвенно задевают интересы Коломойского и отношения Тимошенко с еще одним своим союзником, Виктором Медведчуком.
24 апреля у польской компании "Девон" заканчивается лицензия на разработку Сахалинского газоконденсатного месторождения. По данным участников рынка, правительство планирует не продлевать лицензию "Девона", намереваясь отдать ее другой компании. Примечательно, что одну из компаний – акционеров "Девона", ООО "Правничий альянс", участники нефтерынка связывают с именем Дмитрия Фирташа. Кроме того, счета польско-украинского предприятия обслуживает Мисто Банк, которым владеет партнер Фирташа Иван Фурсин. О том, что "Девон" хотят оттеснить от разработки месторождения, ранее сообщал председатель правления этой компании Анджей Дизмански. Он же называл и фамилию нардепа-регионала Николая Злочевского, указывая, что именно его структуры возьмут под контроль Сахалинское.
"Фактически это расчет с Медведчуком. Месторождение отдадут структурам "Инфокса", соучредителем которого и выступает Злочевский. Но не стоит забывать, что Злочевского связывали и продолжают связывать отношения с Виктором Медведчуком", – на условиях анонимности рассказал Фокусу один из участников украинского нефтерынка.
Эта сделка косвенно затрагивает и интересы Коломойского. Дело в том, что госкомпания "Укрнафта", находящаяся под оперативным контролем олигарха, неоднократно заявляла о своем желании поучаствовать в разработке месторождения.
Госзаказом единым
Между тем депутаты БЮТ в неофициальных беседах просят не драматизировать степень непонимания между Тимошенко и ее спонсорами. "Что касается Коломойского, то он никогда не был постоянным союзником Юлии Владимировны, так что о нем следует говорить отдельно. У Жеваго все хорошо. Он вообще в прибыли остался, с Гайдуком и Тарутой мы нормально работаем. Так что никаких конфликтов нет", – отметил источник Фокуса в БЮТ.
Это мнение является достаточно аргументированным. Поддержку Тариэлу Васадзе, корпорация которого выпускает автомобили "Шевроле" и "Ланос", Тимошенко уже оказала: отменяя 13-процентную надбавку на импорт, правительство сохранило ее только в отношении автомобилей и холодильников. За холодильники, впрочем, замолвили слово регионалы – нардеп от этой партии Валентин Ландик контролирует всем известное предприятие "Норд".
Однако нерешенные вопросы с Константином Жеваго все еще остались. Его компания Ferrexpo и правда закончила прошлый год с прибылью, однако у бизнесмена остался банк "Финансы и кредит". Сейчас он пытается добиться для банка государственной финансовой поддержки и рассчитывает в этом на помощь Тимошенко.
"Однако здесь интересы Жеваго вступают в противоречие с политической безопасностью премьера. Она только-только закончила компанию против банка "Надра", поддерживаемого президентом, и если сейчас начнет открыто поддерживать "ФиК", Банковая не упустит возможности отыграться", – отметил собеседник из НУНС.
Также именно при премьере Тимошенко 690-миллионный госзаказ на реконструкцию Львовского аэропорта получила компания "Азовинтекс", принадлежащая братьям Сергею и Александру Тарутам. Эта же компания получила подряд на строительство львовского стадиона стоимостью 85 миллионов евро.
Депутаты на выход
По мнению многих наблюдателей, с головой уйдя в финансовые вопросы, Юлия Тимошенко пустила на самотек обстановку в своей фракции. По данным Фокуса, сейчас в БЮТ происходит сразу несколько конфликтов: между Андреем Портновым и зятем главы Верховного суда, замом министра юстиции Евгением Корнейчуком – за место министра юстиции, а также между Григорием Омельченко и Богданом Губским. По данным Фокуса, за Омельченко стоят несколько недовольных депутатов из БЮТ и Партии регионов, не согласных с земельной политикой Богдана Губского в Киевской области. Кроме того, недоволен своим положением в партии и Николай Томенко, который на прошлой неделе открыто поругался с заместителем главы фракции Андреем Кожемякиным из-за его заявления о возможности проведения досрочных парламентских выборов. Не исключено, что в случае досрочных выборов некоторые из этих людей устремятся на выход, вынося на всеобщее обозрение партийные скандалы.
Но даже не это опасно для БЮТ – в конце концов на место беженцев всегда найдутся желающие. Опираясь на внутренние социологические данные, бютовские аналитики склонны считать, что в переизбранном в разгар кризиса парламенте у блока будет на несколько десятков кресел меньше, чем сейчас. Вот это уже серьезная потеря.
Мандаты и партийные бизнесмены, собранные с трудом за долгие годы, – это отнюдь не то, чем будет рисковать Блок Тимошенко. Даже в обмен на такую роскошную приманку, как голова президента.