Между экологией и карьерой. Рейтинг самых комфортных городов Украины

В этом году при подготовке традиционного рейтинга комфортности украинских городов Фокус предложил рассказать о них их жителям и уроженцам, которые, даже уехав в столицу, продолжают пристально следить за жизнью малой родины. В этих оценках много общего и для городов-миллионников, и для небольших областных центров

Часто звучат высказывания о том, что украинским городам не хватает чёткой стратегии развития, качество управления хромает, а коммуникация между администрациями и активными горожанами не налажена.

Жители большинства регионов столкнулись с проблемой переизбытка личного автотранспорта на улицах: дорожная инфраструктура, большей частью отстроенная ещё в советские времена, не справляется с увеличением нагрузки. Также не хватает качественного транспортного сообщения, особенно аэропортов.

Постоянно звучат жалобы и на то, что из-за чрезмерно активной и часто хаотичной застройки города теряют исторический облик, а из-за отсутствия интересной работы и достойной оплаты труда они остаются без главного — людей, которые уезжают в поисках лучшей доли.

Есть и позитивные схожести. Например, многие утверждают, что их города расположены в живописных местах и имеют большой туристический потенциал, — нам повезло, мы живём в красивой стране. Жители почти всех регионов отмечают, что в последние годы всё больше горожан проявляют активность. Это положительно сказывается на городской среде. Теперь даже в небольших населённых пунктах есть чем заняться и где провести свободное время. Осталось лишь научиться ценить человеческий капитал — и будет всё "как у людей". Иначе слово "провинция" ещё долго сохранит окрас негативной коннотации, пробуждая желание подобрать более сильный, хоть и не такой приличный синоним.

В этом году наш рейтинг состоит из двух частей. Первая — объективная оценка комфортности украинских городов по 17 параметрам, полученным из открытых данных. Вторая — субъективное описание достоинств и недостатков города его уроженцами. В некоторых случаях объективная и субъективная оценки отличаются.

Как мы считали

В рейтинге комфортности украинских городов участвовали столица и областные центры, за исключением оккупированных Донецка, Луганска, а также Севастополя и столицы Автономной Республики Крым — Симферополя. Каждый из 22 городов мог максимально набрать 100 баллов

  • 35 баллов город мог получить за экономическое положение. Учитывались пять критериев: уровень средней зарплаты — максимум 10 баллов; инвестиционная привлекательность — до 10 баллов; стоимость условной потребительской корзины, стоимость однокомнатной квартиры и стоимость аренды однушки — в каждом случае максимум до 5 баллов.
  • 25 баллов город мог получить за лёгкость поиска работы и возможности для образования. Учитывались такие критерии, как уровень занятости среди населения трудоспособного возраста (10 баллов), соотношение резюме к вакансиям (5 баллов), число школ, вошедших в 2019 году в рейтинг Фокуса "Топ-100 лучших школ" (5 баллов), и число вузов, вошедших в рейтинг "Топ-200 Украина" (5 баллов).
  • 10 баллов город мог получить за показатели финансовой активности: соотношение количества активных платёжных карт к численности жителей (5 баллов) и долю бесконтактных платежей к общему количеству платежей "пластиком" (5 баллов).
  • 10 баллов — за экологию: максимум по 5 баллов за чистоту воздуха и количество опасных отходов в регионе.
  • 5 баллов город мог получить за демографические показатели.
  • 5 баллов мы присуждали за развитие инфраструктуры: пассажиропоток аэропортов.
  • 10 баллов  городу могли принести показатели криминогенной обстановки: количество преступлений против жизни и здоровья (5 баллов) и отдельно — количество хулиганств и преступлений против имущества (5 баллов).

Наивысший балл присваивался за лучший результат. Затем баллы распределялись пропорционально абсолютным значениям. К примеру, Киев получил наивысшую оценку — 10 баллов — за средний уровень зарплаты: 16,2 тыс. грн. В Херсоне и Черновцах средняя зарплата составляет 8,6 тыс. грн — это самые низкие показатели по стране, соответственно, по данному критерию эти города получили 0 баллов.


Киев. Город, который можно открывать для себя вновь и вновь

Андрей Курков, писатель

В последние годы Киев стал гастрономически намного веселее: постоянно открываются, закрываются и снова открываются новые бары, кафе и рестораны. Более того, теперь появились ещё и барбер-шопы — парикмахерские, где можно выпить виски.

Архитектурно Киевом можно называть только старую часть города, и там в последнее время вроде бы немного меньше тыкают небоскрёбов — во всяком случае там, где я живу, в районе Золотых Ворот. Но, с другой стороны, Южная Борщаговка становится всё ближе, если судить по архитектуре, и теперь начинается прямо за Воздухофлотским мостом, возле Центрального ЗАГСа.

Главная проблема Киева — неготовность улиц к такому количеству транспорта, отсутствие контроля над парковками и соблюдением правил дорожного движения. Из-за этого ухудшается цивилизованность водителей — ещё недавно они останавливались, когда я переходил дорогу по зебре, теперь же просто объезжают на ходу.

Решить проблему машин можно, на мой взгляд, только "лондонским" путём: учредить платный въезд в центр и перехватывающие парковки, от которых будут идти туда автобусы. Какова вероятность, что это сделают? По моему ощущению, где-то 5%.

Киеву очень не хватает зелёного рекреационного пояса вокруг города, куда можно было бы легко добраться на метро, — это минус. А плюс Киева в том, что старую часть города можно открывать для себя вновь и вновь. Думаю, что 90% киевлян не знают, к примеру, что улица Ярославов Вал некогда была границей Киева, и с одной стороны там был город, а с другой — дремучие леса. Люди не понимают, что маленькая Золотоворотская — это Крещатик ХII века. Киев — не только город, а столица Киевской Руси и наша история, и всё это запечатлено на его улицах.

Мне нравится жить в Киеве из-за принципиального несоответствия истории и современного значения города со стилем жизни в нём. Киев — столица большой страны, но тут нет скорости и агрессии Москвы и Нью-Йорка и, несмотря ни на что, дворы по-прежнему остаются оазисами спокойствия. Здесь можно даже на Крещатике войти в арку и попасть совсем в другой мир: спокойный, неспешный, с птичьими трелями над головой.


Хмельницкий. Активно строящийся

Максим Фарина, журналист

У многих Хмельницкий ассоциируется с толкучкой — местным рынком, занимающим площадь в десятки гектаров. Впрочем, в последние несколько лет город развивается не только в сфере торговли. Здесь строят дороги, организовывают мероприятия, привлекающие туристов. Пускай они не всегда дотягивают до желаемого уровня, зато их проводят регулярно.

Любовь мэра города и его команды к спорту выражается в том, что они развивают спортивную инфраструктуру и поддерживают профессиональных спортсменов. Ещё одно направление развития — строительство новых учебных заведений. Правда, проблема переполненных классов в школах и групп в детских садах всё ещё актуальна для города. Хмельницкий вообще активно строится, здесь регулярно открывают новые торговые центры, сдают в эксплуатацию жилые дома. Но не всё идёт гладко: одной из визитных карточек города стали строительные скандалы. У нас не так уж много зданий, представляющих историческую ценность, а те, что есть, постепенно вытесняют новостроями либо прячут за рекламными вывесками.


Львов. Вдохновляющий город

Мирослав Скорик, композитор

Львов — большой город, да ещё и частично расположенный на холмах. Соответственно, транспортные проблемы порождают трудности с коммуникацией между районами, но власти стараются исправить положение. Новая застройка стала уже привычной, к тому же она претерпела определённую модификацию: можно сказать, что Львов пока ещё держится, особенно в центре, и остаётся интересным и выразительным городом.

Актуальные для последних лет проблемы — водоснабжения, утилизации мусора — город решил или пытается решить, так что в целом жизнь становится лучше. Сейчас многое делается, чтобы Львов развивался: перекладываются мостовые, строятся дороги, идёт реновация старых домов. Их в городе очень много, и хотелось бы, чтобы они выглядели ухоженными, ведь первое, на что обращают внимание люди, попадая во Львов, и что вдохновляет жителей, — это множество красивых зданий, которые имеют свои особенности, отражают культурные традиции, идущие из глубины веков. Это история, сохранившаяся в архитектуре и горожанах.

Львов всегда был интернациональным городом, в котором свободно развивались различные культуры и жили люди, оставившие после себя уникальное культурное наследие.

Жить во Львове, особенно в центре, приятно, потому что ко всему, что может понадобиться, близко. Чтобы встретиться с кем-то или решить деловые вопросы, не нужно преодолевать большие расстояния, как в других городах. Везде можно добраться пешком, и это замечательное преимущество жизни в городе с компактным центром.


Полтава. Не хватает порядка

Татьяна Цирульник, редактор сайта полтавских новостей kolo.news

Наш город находится на перекрёстке важных путей, у него богатая история, и мы могли бы играть значительную роль в экономическом и культурном развитии страны, но почему-то никто не возьмётся развивать эти преимущества. Полтава могла бы стать важным туристическим кластером.

Однако за последние годы Полтава изменилась мало. Появилось лишь немного новой коммунальной техники, мелкие памятники — и всё, у нас нет новых красивых объектов туризма и инфраструктуры. Мы можем похвастаться разве что фонтаном за $1 млн, открытым в День города, да аэропортом "Полтава", из которого туристы пару раз вылетели в Египет, после чего билеты из Полтавы перестали продавать.

Мы пережили бум строительства церквей во время каденции первого мэра города Анатолия Кукобы. "Крепкий хозяйственник" умудрился продать памятник все­украинского значения — Кадетский корпус в центре Полтавы. Здание уже 10 лет разрушается от бесхозяйственности, о чём ныне вещают все полтавские СМИ.

Главная проблема города — междоусобные войны. В Полтаве нет ни мэра, ни главы облгосадминистрации. Более года назад отстранили градоначальника Александра Мамая, к которому много претензий. А зимой 2019-го вследствие коррупционного скандала уволили руководителя полтавской облгосадминистрации Валерия Головко. Сейчас в городе "переходный период" с дракой за власть и невозможностью внедрять качественные изменения.

Полтаве не хватает порядка во всех смыслах. Если никуда не выезжать из неё, то кажется, что у нас город-сад. Но если посетить в выходные Винницу, Одессу или Харьков, то понимаешь, насколько мы отстаём. В разное время было представлено множество стратегий развития Полтавы, но они остаются очередными бумажками при смене власти. Мы до сих пор не знаем, куда идти. Делаем ставку на полтавские галушки, "Энеиду" и Полтавскую битву.


Винница. Город комфорта

Владимир Гройсман, премьер-министр Украины (2016–2019 гг.)

Цепочка изменений, которая была запущена в Виннице в середине нулевых, вывела город из середнячков в лидеры рейтингов украинских городов по различным показателям. Эти изменения не обошли практически ни одну сферу жизни города. Такой комплексный, системный подход, возможно, и есть одним из секретов, которые лежат в основе этого успеха. "Кейс" Винницы демонстрирует: чтобы добиться результата, нужно развивать город, а не решать отдельные его проблемы.

Здесь нет неважных мелочей. Практически все приезжие обращают внимание на чистоту и ухоженность улиц, хорошее состояние дорог, творческий подход к организации публичных пространств, нетипично качественный для украинских городов транспорт. Но атмосфера создаётся, когда всё это работает вместе. Если дорога отремонтирована, но грязная или разбит тротуар, тогда затраченные усилия не дают эффекта.

Внимание к мелочам, к созданию атмосферы обусловлено тем, что городская власть думает не километрами выполненных работ или объёмами затраченных средств, а выясняет, как проблемы города воспринимаются его жителями и гостями. Поэтому культура диалога — это ещё одно необходимое условие качественных изменений. Далеко не все знают, что первый Центр оказания административных услуг, по образцу которого открыли уже около тысячи аналогов по всей стране, был создан не в Грузии, а в Украине, и именно в Виннице. В его основе другая, клиентоориентированная философия отношения власти к людям.

Любое качественное развитие города базируется на эффективном менеджменте. Как сделать так, чтобы город не останавливался из-за снегопада? Чтобы отремонтированные улицы не перекапывали уже через несколько месяцев? Как добиться того, чтобы общественный транспорт выходил на маршруты вовремя и не был перегружен? Таких управленческих головоломок каждому городскому голове приходится решать десятки и сотни.

Наверняка успех любого города зависит не только от того, как упорядочена его внутренняя жизнь, но и от того, как он самоопределяется в сегодняшнем конкурентном мире. Поэтому постоянная борьба за то, чтобы город имел качественное транспортное сообщение, был привлекательным для инвесторов, интересным для туристов — это тоже часть стратегии лидерства. При этом каждый город выбирает свои конкурентные преимущества. Пример Винницы — это история успеха города, выбравшего своим конкурентным преимуществом комфорт. Это также истории успеха винничан, без которых город точно не стал бы самым комфортным в стране.


Запорожье. Удивительный пенсионер

Юрий Гудыменко, сооснователь партии "Демсокира"

Запорожье за последние десятилетия прошло примерно те же метаморфозы, которые проходит, например, бывший инженер в каком-нибудь советском НИИ, вылетевший с работы в девяностые и не сумевший перестроиться на новые рельсы. Понять, как жить при капитализме, когда никто тебе не объясняет, как и какие планы выполнять. По большому счёту, жизнь-то как-то идёт. Куда-то. Иногда платят больше — и город делает небольшой ремонт. Иногда меньше — наступает кризис. Иногда работы нет. Иногда есть. Иногда даже концерты бывают.

Как и постаревший инженер, Запорожье не нашло своего места в новом мире. Да, заводы работают, закрываясь по одному в пятилетку. Да, жизнь вроде как-то идёт. Но "дети", то есть жители, разъезжаются: кто в Днепр, кто в Киев, кто во Львов, кто за рубеж. Пока спасает то, что приезжают и остаются в городе "дети" из области, но надолго их не хватит. Запорожье не знает, куда идёт и что будет завтра. Пока кто-то строит туристические приманки, кто-то уводит к себе айтишников в кластеры, кто-то зовёт возможностями и зарплатами, Запорожье просто живёт. Ни целей, ни стремлений, ни стратегии. Это город-пенсионер.

И реформы в городе пенсионерские. Уже в который раз в представлении мэров выступает идеалом городского вида добротная советская турбаза. Если памятник — то прямо вот с вышиванкой, казаком на коне и народными плясками при открытии. Если концерт — то вот просто с народными любимцами, чтобы пипл схавал. Если красить дома — то только с трёх сторон. Та, что вовнутрь двора и не видна с улиц, в покраске не нуждается — все свои.

Как и пенсионера, Запорожье не очень волнует будущее. Экология — главная проблема города — стала привычным злом, как дешёвые красные "Прилуки" для курильщика. Ну, рак. Ну, смерть. Ну-ну.

Зато иногда Запорожье умеет удивить. Это, пожалуй, самая важная черта его характера. Словно пенсионер вспоминает прочитанные в детстве книги Дюма-отца и собирает самый большой Майдан на востоке страны. Или выбирает мэра-оппозиционера при тотальном засилье регионалов в городе. Или мирно и красиво растаптывает собрание сепаратистов во время "яичного воскресенья". Или, или, или...

А потом пенсионер возвращается домой. И всё идёт по-прежнему.

Но Дюма-отец всё ещё стоит на полке...


Харьков. Незаконченный проект

Олег Дроздов, архитектор

О Харькове часто говорят, что это город со столичными амбициями, но сейчас они уступили место провинциализации. Я чувствую, что мой город находится в процессе перманентного убывания. Это связано с киевоцентричностью, неравными возможностями внутри Украины, новым геополитическим контекстом и растущей глобальной конкуренцией за человеческие ресурсы. Это другая реальность, с которой нужно на­учиться жить в географии враждебного окружения.

За последние 20 лет окончательно завершились проекты советской эры: ушли целые экономики и индустрии, проектно-исследовательские институты, значительная часть машиностроения. На смену им пришли розничная торговля (крупная и мелкая), новые небольшие производства и, самое главное, IT-сектор. Позитивно то, что в городе появились свежие образовательные инициативы, закрепились важные культурные проекты.

Если говорить об инфраструктуре, то наиболее значимый объект — аэропорт, который остаётся неизменной частью развития города. Открылись новые станции метро, привлечены зарубежные доноры для строительства новой ветки. Появилось больше асфальта, транспорта и парковок. Растёт автомобилизация, которая всё больше оккупирует традиционную зону пешеходов. Исчезают трамвайные линии, становится меньше деревьев. Значительная часть исторических зданий, имевших городскую принадлежность, оставлены или пребывают в запустении. А новая застройка и проекты благоустройства наскоро слеплены и очень слабо интегрированы в городской контекст. Исключение — реконструкция Саржиного Яра.

Главная проблема города — отсутствие у горожан общих ценностей и доверия друг к другу. Не хватает артикулированного общественного договора: что мы хотим изменить, кем хотим стать в новом геополитическом контексте. Не хватает дискуссии, открытости, прозрачности, инициатив, а также компетентных, образованных людей, которые могли бы осуществить прорыв в сферах городской политики, экономики, инженерии.

В Харькове имеются условия для содержательной жизни и потенциал, чтобы стать городом счастья. У нас достаточно амбициозных, образованных горожан, которые могли бы обеспечить качественные изменения. Многие проекты уже реализованы — есть на что опереться, чтобы эту традицию продолжить. Харьков по своей сути — город модерности и реализованных утопий, которые не нашли своего продолжения в нашей эпохе. Он интересен тем, что это незаконченный проект. Здесь очень много ресурсов для изменений и развития.


Ровно. Приветливое место

Инна Тунева, исполнительный директор 0362.ua, информационного сайта Ровно

В Ровно нужно развивать туристическое направление, ведь у нас много достопримечательностей: туннель любви, Дубенский замок, городской зоопарк. Сейчас в городе работают с озеленением. В центре создали аллею с розами и фонтанами, обустроили парк "Лебединка", а также восстановили парк "Химик", который долгое время был заброшен, — теперь там есть верёвочный парк с аттракционами для детей. Инфраструктура города развивается: строят большой спортивный комплекс, работает новый ТРЦ "Чайка" и автостанция при нём. Также в Ровно появился новый микрорайон Счастливое, планируется строительство ещё одного.

Наверное, как и в каждом городе Украины, главная проблема Ровно — плохие дороги. Ремонтом покрытия занимаются в дождь и снег, оно быстро приходит в негодность. Недостаточно развита транспортная инфраструктура, например, жители одного из районов неоднократно писали в горсовет жалобы о том, что вечером не могут добраться домой на общественном транспорте: после 18:00 он просто сходит с рейса.


Черкассы. Город с приятным ритмом жизни

Виктория Феофилова, глава общественной организации "Молода Черкащина"

За последние 20 лет Черкассы сильно изменились. Из негативных моментов я бы назвала архитектурно-визуальный произвол, не только портящий внешний вид города, но и влияющий на комфорт. Это и неуклюжие МАФы, которыми обросли улицы, и рекламные щиты, и вывески. Но есть и позитив: появилось много фестивалей, клубов по интересам, курсов развития и общественных организаций — не успеваешь всё посетить. А ещё стали более чистыми парковые зоны, появилось больше уютных кофеен и хороших ресторанчиков.

Главный плюс Черкасс — природные богатства. Чудесный Днепр, сосновый лес, много зелени!

Главная же проблема, на мой взгляд, — отсутствие стратегии развития города. Всё хаотично застраивается, исчезает исторический облик, не используется потенциал прибрежной и лесной зон. Соответственно, мы теряем возможность создания новых услуг и дополнительных рабочих мест, получаем массовую миграцию молодых, образованных людей в Киев и другие большие города.

Другая проблема — коррупция, укоренившаяся во власти, из-за которой освоение бюджета неэффективно. А ещё очень хотелось бы повысить уровень безопасности в Черкассах.


Тернополь. Золотая середина

Максим Черкашин, сооснователь фестиваля "Файне місто"

За последние годы Тернополь однозначно изменился в лучшую сторону. Если мы вернёмся на 15–20 лет назад, то увидим плохие дороги, ужасные междомовые проезды, обрисованные граффити стены. Более-менее пристойно выглядела лишь центральная часть города. Сегодня же в каждом микрорайоне есть "магниты", притягивающие людей: детские и спортивные площадки, отреставрированные скверы.

Но Тернополь, к сожалению, так и не нашёл своего места среди других городов запада Украины. Нам трудно дать ответ на вопросы, чем мы отличаемся от других и каким будет Тернополь через 5–10 лет. Городу не хватает активных жителей. Хочется больше креатива, творческих людей, проектных менеджеров, способных привлечь в Тернополь крупные проекты и качественно их здесь реализовать. В то же время главный плюс города — именно люди. Когда я общаюсь с друзьями из других городов и стран, все говорят о тернопольчанах как о людях с хорошим чувством юмора, добрых и приветливых.


Днепр. Острая нехватка миллиона

Евгений Гендин, автор кабаре "Весёлый ПесецЪ"

В 2014 году Днепр, по сути, стал первым городом страны. Сейчас это воспринимается уже как пафос, но слова о форпосте имеют под собой основание. Другое дело, что с этим нельзя жить, нет смысла постоянно носить эту миссию на флаге, поэтому сейчас уже немного отходит в прошлое набивший оскомину мем: город не первый, но и не второй.

Сразу после распада Союза Днепр превратился в безликий город. Но за последние 20 лет у него появились самые разные вкусы, цвета и запахи. Это уже не просто постиндустриальный центр, а город, в котором рождается много всевозможных событий, и прежде всего — в культурной сфере.

Сейчас в городе обострилось политическое противостояние. Раньше, до 2014 года, он был "мёртвым", застойным, даже тухловатым, с советской ментальностью и стабильным однообразием.

Главной же проблемой Днепра остаётся поиск идентичности. Он только пытается нащупать свой путь, так же, как Украина, ищет себя в современном мире, где нельзя забывать о прошлом, но и нельзя им жить. Днепрянам не хватает городского патриотизма, но не в формате "Днепропетровской народной республики". Не хватает концентрации на том, что это наш город, не хватает сосредоточения на самих себе, на своём развитии. Сейчас здесь есть некая разобщённость, и нам надо понять, что это наш город. А ещё не хватает миллиона — не миллиона долларов, а миллиона человек, чтобы местные жители не уезжали, а оставались здесь жить. Люди — наше главное достояние. Каким бы сегодня ни рисовали Днепр, в какие бы клише об "унылом городе с серыми жителями" его ни загоняли, на самом деле у нас множество хороших, умных, креативных, чувствующих людей. Только, к сожалению, каждый из них живёт "на своём ментальном райончике". И именно это нужно изменить.


Николаев. Больше судов

Анатолий Белоножко, главный редактор газеты "Николаевские новости"

Выйдите в Николаеве на набережную, посмотрите на слияние Южного Буга и Ингула, и вы поймёте, почему стоит здесь жить.

Но и проблем хватает. Николаевцы язвительно называют город "будкоградом", потому что вместо объектов инфраструктуры строят ларьки, где торгуют пивом и сигаретами. Горожане неоднозначно восприняли и реконструкцию центральной Соборной площади, которая обошлась налогоплательщикам более чем в 100 млн грн. Раньше на ней были клумбы, а после сноса памятника Ленину не придумали ничего лучшего, чем заковать пространство в гранит.

Главная же проблема города — отсутствие объездной дороги и моста: о строительстве говорят уже 20 лет, то японцы к нам приезжали, то китайцы, но никаких конкретных действий нет, ведь мост — слишком дорогое удовольствие.

У Николаева единственная перспектива — возрождение судостроения. Несколько крупных заводов города могут строить авианосцы, укреплять флот Украины, а также развивать пароходство.


Луцк. Стать умнее

Виктор Корсак, основатель Музея современного украинского искусства Корсаков

За последние десятилетия Луцк стал современным европейским городом с большими перспективами для развития бизнеса. В Луцке хорошо жить, город компактный и экологически чистый. У него хороший рекреационный потенциал, множество культурных и исторических памятников.

Главной проблемой Луцка остаётся транспортная доступность. У нас нет аэропорта, автомагистрали загружены, график движения поездов не очень удобный. Как и каждый украинский город, Луцк нуждается в более активном продвижении. Нам есть что показать: замок Любарта, старый город, музейный "треугольник" (Музей волынской иконы, Художественный музей и Музей современного украинского искусства Корсаков).

Город должен быть конкурентоспособным и комфортным для жизни и работы. Но этого недостаточно — должны быть уникальные факторы успеха, то, чего нет больше ни у кого. Луцку необходима уникальность мирового масштаба, что-то вроде Диснейленда.


Ивано-Франковск. Город для прогрессивно-комфортной жизни

Роман Григорив, композитор

Людей искусства в Ивано-Франковске всегда было много, их симбиоз просто обязан был что-то родить, поэтому возник "Станиславский феномен" — агрессивно-креативное сообщество. Агрессивное — потому что в начале 1990-х оно дало знать о себе всей стране событием всеукраинского масштаба: собрало на биеннале прогрессивных художников. Тогда это было вызовом для общества. С тех пор всех его участников сопровождали собственные проекты — это дало старт развитию города в сфере искусства.

В остальных сферах городской жизни в 1990-х наблюдался совершенно другой мир, просто поток мяса, такой "Страх и отвращение в Лас-Вегасе". Но, пережив страшные годы, город стал выравниваться: появлялись газеты и журналы, тусовки местного и всеукраинского уровня. Ивано-Франковск можно назвать городом креативных индустрий, запускающим позитивные процессы в социальной сфере и бизнесе. Здесь проходит фестиваль "Порто Франко", есть прогрессивный драмтеатр, центр современного искусства, разного рода арт-кафе, что и привело к некоему противостоянию города христианских традиций с городом современного искусства. На этом некоторые горожане пытаются зарабатывать политические дивиденды, но во Франковске хватает адекватных людей, которые это понимают и просто продолжают работать. Теперь город может конкурировать даже со Львовом.

Ивано-Франковск создан для прогрессивно-комфортной жизни. Он несуетлив, в нём нет высоток, на человека не давит мегаполис. Город зелёный, компактный — всюду можно дойти пешком. Здесь собрана почти вся украинская литература, приедут в гости Жадан и ещё несколько человек — и будет полный комплект.

Есть, конечно, много проблем, прежде всего не хватает сохранения национальной идентичности и заботы об истории. Есть транспортные проблемы: Франковск стоит в заторах, как Киев, хотя прежде всего должен быть пешеходным и велосипедным. В городе ощущается санаторный дух, здесь прекрасная экология, по нему нужно ходить, а не ездить. Австрийцы когда-то постарались, отстроили красивые здания. Гуляя по старинным улочкам, ты попадаешь в зону полной креативизации мысли. Нужно, чтобы и сегодня город строили люди, которые им вдохновлены.


Сумы. Город студентов и пенсионеров

Евгений Положий, писатель

В 1950–1980-е годы прошлого века в Сумах наблюдался промышленный, строительный и демографический бум, связанный с появлением и расширением градообразующих предприятий: НПО "Машиностроительный завод", "Насосэнергомаш", "Сумыхимпром" и пр. В нулевых на Машиностроительном добывали себе трудовую гривню около 20 тыс. сотрудников — практически каждая пятая семья. Сегодня штат завода — около 4 тыс. человек, да и те уже около полугода в полном объёме не получают заработной платы. Очень много квалифицированных инженеров и рабочих за эти годы разъехались на заработки или переехали в другие города и страны.

Нельзя сказать, что Сумы уж совсем бедны деньгами и забыты богами. Однако географическое положение (транспортное сообщение и его качество оставляют желать куда лучшего) и ментальность жителей извечного пограничья делают своё серое дело. Практически по всем экономическим показателям среди областных центров Сумы находятся в нижней части рейтингов. И вряд ли в ближайшее время что-либо изменится, хотя благодаря децентрализации городской бюджет резко вырос — с 600 млн грн в 2014 году до 2 млрд грн в 2019-м. Но умение городских властей честно и с умом распоряжаться деньгами кажется неоднозначным. Глядя на километры далеко не всегда качественной тротуарной плитки, корявого асфальта и новые автомобили директоров коммунальных предприятий, чётко понимаешь, что как бы много люди ни платили налогов, на приведение города в нормальный вид при таком администрировании никаких денег не хватит. Наверное, это и есть главная проблема Сум — отсутствие адекватной, современно мыслящей и невороватой администрации.

Впрочем, даже самая плохая власть не сможет отнять у города его преимуществ. Он не велик и не мал, не громок, в нём нет пробок, здесь доступные цены на жильё и продукты, нет разгула криминала. Вокруг города шикарная природа: леса, реки, озёра — и всё это рядом. В нескольких школах можно дёшево получить хорошее среднее образование, а в СумГУ — высшее. Сумы — идеальное место для жизни маленьких детей, не очень амбициозных студентов и здоровых пенсионеров.


Житомир. Спортивный и инновационный

Геннадий Зубко, вице-премьер-министр (2014–2019 гг.)

Комфортный, инновационный, спортивный и культурный — таким я вижу город в последние годы.

Житомир — в числе первых украинских городов, где ввели систему оплаты проезда электронным билетом. Работает мониторинг пассажиропотока и движения с помощью GPS-навигации. Устанавливаются "умные остановки" с электронными табло с графиком движения, Wi-Fi-роутерами, USB-зарядками и камерой наблюдения, подсоединённой к городской системе безопасности. Обновляется парк транспорта.

Житомир входит в список из 41 города, которые при финансовой поддержке международных партнёров начали модернизацию коммунальных предприятий. Сейчас модернизируется Водоканал с применением новой технологии очистки воды. Такая же работа идёт по Теплокоммунэнерго. Город полностью перешёл на светодиодное освещение улиц.

Спорт — одна из главных фишек города и большая его перспектива. Реконструированный по международным стандартам городской стадион "Спартак" уже принимает матчи, скоро откроется обновлённый стадион "Полесье", создаётся спортивное пространство на набережной Тетерева, в планах — многофункциональный Дворец спорта. С учётом географического расположения Житомир имеет все шансы превратиться в спортивный хаб. Уже сейчас город становится креативным публичным пространством, активно развивает собственную культурную идентичность, туристические маршруты.

Проблемой остаётся отток людей — не только в Киев, но и за границу. Один из путей её решения — создать ІТ-кластер с привлечением местных вузов и других учебных заведений, ведь в Житомире стоит жить, потому что это уютный европейский город со своим аутентичным колоритом, в котором нескучно ни жителям, ни гостям. Но самое главное, Житомир — это искренняя, доброжелательная, патриотичная община.


Одесса. Город пробок и новостроек

Евгения Генова, журналист

Из изменений, произошедших с городом в последние годы, больше всего бросаются в глаза три момента. Во-первых, в сотни раз вырос транспортный поток, прежде всего — частных автомобилей. Во-вторых, возросли темпы застройки высотными жилкомплексами, особенно вдоль морского побережья и в исторической части города. В-третьих, появилось большое количество ларьков, которых особенно много в спальных районах, иногда десятками на одном перекрёстке, что уродует улицы.

Главные проблемы города, на мой взгляд, некомфортный общественный транспорт — маленькие "Богданы", которые до сих пор не могут заменить большими автобусами, — и постоянные пробки по направлению из спальных районов в центр города. Из-за сохранения старой, ещё советской, дорожной планировки и увеличения транспортного потока десятки тысяч одесситов ежедневно проводят порядка получаса и даже часа в пробках. Например, один из спальных районов, Суворовский, насчитывает более 300 тыс. жителей, многие из них работают в центре города и вынуждены ежедневно добираться туда в некомфортных маршрутках. Обратная сторона этой проблемы — сильное загрязнение воздуха. Одесса стабильно попадает в рейтинги самых загрязнённых городов Украины, притом что крупной промышленности здесь нет, то есть причина — в выхлопных газах и постоянном уничтожении зелёных насаждений застройщиками.

Соответственно, городу не хватает больших парков и зелёных зон, современных транспортных развязок, комфортного общественного транспорта и объездной дороги для грузовых автомобилей. Сейчас они следуют в порт через жилые районы, вызывая недовольство жителей и акции протеста. Но у Одессы огромный потенциал туристического, культурного, исторического центра, а также центра развития бизнеса. Многие ценят город за географическое положение: это единственный украинский "миллионник", расположенный на морском побережье. Но я вряд ли жила бы здесь, если бы Одесса не была моим родным городом.


Ужгород. Смешение культур и менталитетов

Константин Черкай, журналист

Ужгород обволакивает. Он изо всех сил старается приезжих — как туристов, так и новых жителей — приобщить к тому образу, который сложился здесь веками, подарить очарование небольшого европейского городка. Очень интересно наблюдать, как привыкшие к бешеным ритмам бывшие жители столицы или обитатели промышленных центров, живущие по строгому распорядку дня, став ужгородцами, на первых порах следуют привычным правилам. Но полгода-год — и все они перенимают размеренный, неторопливый, рассудительный и неспешный ужгородский стиль, когда день начинается не с рассветом, а серьёзные дела решаются, лишь когда выпит "другий кавіль" ("второй кофе"), причём не в офисном кабинете, а на террасе уже наполнившегося посетителями кафе.

Сейчас немало говорят о том, что в Европе привычный буржуазно-интеллигентный уклад меняется под натиском новых, активных и агрессивных сил. То же самое, но в миниатюре, можно наблюдать последние 20 лет в Ужгороде. Город гордится культурой, историей, традициями в образовании и науке, архитектурным наследием. Но для поддержания и развития всего этого необходимы деньги. Те, кто может принести их в ощутимых количествах, как правило, далеки от ужгородского менталитета, но за счёт активности, предприимчивости и напористости они влияют практически на все сферы. Зачастую пагубно. Отсюда хаотичная застройка всех свободных участков, в том числе зелёных зон. Отсюда же перенасыщенность центра города автомобилями.

Городу не хватает качественного и ответственного менеджмента в общем управлении.

Тем не менее Ужгород привлекателен. Он даёт столько комфорта, насколько вы сами готовы чувствовать себя комфортно. Общая благожелательность, привычка не вмешиваться в чужую жизнь и воспринимать окружающих такими, какими они есть, готовность помочь, дивное, но гармоничное смешение минимум четырёх разных культур и менталитетов — это характерные качества ужгородцев. Небольшие расстояния, улучшающиеся понемногу транспортные коммуникации, интересная архитектура, живописность, близость к границам, превосходная местная кухня — характерные позитивные черты всего Ужгорода. Вы цените всё это? Готовы принять? Тогда Ужгород — ваш город. Просто поймите его.


Чернигов. Отток талантов

Юрий Михуля, главный редактор онлайн-издания "Високий вал"

Если вы устали от суеты мегаполисов и хотите тихой, размеренной жизни, то Чернигов — хороший вариант. Наш город старинный, с красивой природой. За последние годы центр обновился: появилось много кафе, ремонтируются скверы и парки, дороги неидеальны, но стали лучше. В то же время закрылись или почти остановились большие предприятия, тысячи горожан оказались на улице.

Мы теряем человеческий потенциал: Чернигов уже давно не 300-тысячник. Много молодых, квалифицированных черниговцев уехали в большие города или за рубеж в поисках лучшей жизни. Отток продолжается и уже ощутим — в первую очередь в медицине, образовании. Также город тянет на дно коррупция.

Чернигову, как и всей стране, не хватает инвестиций и грамотного управления. Городская власть декларирует, что превращает Чернигов в туристический город, но реальных шагов — мизер. Ремонт в центре — это хорошо, но недостаточно, необходима раскрутка как Чернигова в целом, так и местных достопримечательностей. Ещё нужно развивать экономику, в первую очередь возобновлять производство. Однако на фоне урбанизации и глобализации Чернигов должен сохранить свой самобытный облик.


Черновцы. Город заробитчан

Евгений Гордейчик, главный редактор Фокуса

В 1995 году, уехав из Черновцов учиться в Киев, я покинул ничем не примечательный провинциальный город с медленно, но неуклонно разрушающимся центром австрийской застройки и утопающими в завалах мусора, облезлыми "спальниками". К общей унылости места добавлялись проблемы с транспортом: дорога до Киева занимала 16 часов. Одним словом, никто не мог подумать, что через 20 лет Черновцы станут одним из туристических центров страны.

Всё изменил 2008-й, когда отпраздновали 600-летие города. Власти отреставрировали центр, провели масштабный фестиваль — и в Черновцы потянулись туристы. Как грибы начали появляться хорошие и недорогие рестораны. Да и поезда стали ходить значительно быстрей.

Красивая архитектура и "вкусные" заведения — не единственные достоинства города. В Черновцах чистый воздух, до Карпат можно добраться за несколько часов. В городе находится один из лучших медицинских вузов страны, поэтому здесь хорошие врачи. Единственная проблема — нет работы, а если удаётся найти, то зарплата оставляет желать лучшего.


Кропивницкий. Сердце страны

Анна Горобцова, журналист

Кропивницкий — живописный городок в самом сердце Украины, который с недавних пор носит имя знаменитого режиссёра и драматурга. Это город с особой атмосферой и великолепной архитектурой. В его центре то и дело складывается впечатление, что прогуливаешься улочками небольшого городка старой Европы. Однако привлечению туристов мешает нехватка хороших отелей.

В Кропивницком есть активные горожане. Недавно инициативная группа приступила к разработке брендинга города, а в рамках общественного бюджета кропивничане проголосовали за проект "Велокроп", так что в скором времени в областном центре появится 12-километровая велодорожка.

Город растёт и развивается. Здесь снимают фильмы, сюда съезжается молодёжь со всей округи, так как в Кропивницком есть много вузов, открываются книжные магазины, на стадионе "Звезда" европейского образца проводятся легкоатлетические соревнования. Однако развитию не идёт на пользу проблема сообщения с другими городами: если к нам нетрудно добраться из столицы или Одессы, то вот из Черкасс, Кременчуга или Днепра — очень проблематично.


Херсон. Неиспользуемый потенциал

Юлия Соломахина, журналист

Херсон всегда казался мне неимоверно зелёным городом, таким он и остаётся. Здесь красивые парки, огромное количество розовых кустов, которые постоянно высаживают горожане. Но херсонцы способны и на другие поступки: коммунальные службы просто не успевают убирать стихийные свалки.

Раньше город "славился" отвратительными дорогами, теперь их начинают ремонтировать, появляются аккуратные тротуары, но всё ещё нет велодорожек и необходимого количества спортивных площадок.

Красивый город начинается с прогрессивных идей и стремлений, но иногда кажется, что здесь живёт мало людей, которые любят Херсон. Многие отсюда уезжают, а тем, кто остался и работает, не хватает креативных пространств, площадок, где можно обмениваться идеями. Брошенных зданий в Херсоне становится всё больше, ничего нового не появляется. У Херсона хороший туристический потенциал. Он находится на Днепре, с набережной которого открываются поразительной красоты виды. Здесь можно было бы развивать туризм самых разных направлений — гастрономический, исторический, спортивный, — создавать для этого инфраструктуру, тогда город смог бы обрести новую жизнь.