Фото: Getty Images

Рейтинг школ Украины. 13 лучших лицеев и гимназий страны

737

Смотрите актуальный рейтинг школ за 2021 год в новой публикации.

Четверть века тому назад отец едва ли не за руку привел меня в физико-математическую школу. Было это в предпоследнем классе, я страшно противился переводу и только потом осознал мудрость этого поступка. До этого я учился в обычной школе, спрятанной в глубине унылых кварталов, окруженных десятком заводов, — с перекурами на переменах и драками "за углом". Высшей доблестью там считалось раздобыть алкоголь или вытворить что-то совсем запредельно хулиганское. В общем, с учетом моего разгильдяйства и склонности к прогулам учеба в родной школе точно не довела бы меня до добра.

Новая школа была другая. Первое, что поразило, — два дежурных, примерно пятого-шестого класса, которые увлеченно играли в шахматы за столиком в пустом пыльном вестибюле (дело было на летних каникулах). Шахматы в школе, ага. Я понял, что попал. Как оказалось, попал — в действительно хорошую компанию.

Самое главное в любой школе — атмосфера. Иногда ее создают учителя. Иногда ученики, а иногда и все вместе

Собственно, талантами в физике и математике я особо не блистал. Да и прогуливать по-прежнему случалось. Но вот быть хуже других отчаянно не хотелось. В итоге вместо распития пива, шалостей на грани фола, курения и всего того, что составляло смысл жизни в прошлой школе, у меня появился новый смысл. Это был "Сборник задач для подготовки к вступительным экзаменам" под редакцией Марка Ивановича Сканави, задачи из которого я упорно решал, решал и решал — чтобы не выглядеть совсем уж идиотом. Особенно не давались мне тригонометрические уравнения. Но после полугода их решения — тупым перебором всех вариантов — количество перешло в качество. В голове что-то щелкнуло, и, глядя на самое сложное из них, было понятно, куда и как пойдет решение…

Я, собственно, вот к чему. Наверное, самое главное в любой школе — атмосфера. Иногда ее создают учителя. Иногда ученики, а иногда и все вместе. Все школы из рейтинга Фокуса — это как раз такие места, где создана правильная атмосфера. Мы считали их по наградам победителей олимпиад, но это только одна и, пожалуй, не самая важная сторона медали. Ведь на каждую из таких наград приходится несколько сотен учеников, которые тянутся за медалистами. И любят учиться, "потому что тут так принято". Поверьте, я знаю, о чем говорю.

Нажмите для увеличения

Fullscreen

Инфографика: Диана Давитян, Елизавета Букреева

Воспитатели элит

В Украине более 17 тыс. общеобразовательных школ. Ученики примерно двух сотен из них (а это около 1% учебных заведений) участвуют во всеукраинских школьных олимпиадах. В Минобразовании, похоже, считают, что этот процент не так уж важен. 2 февраля приказом министерства из соображений экономии были отменены всеукраинские олимпиады для всех классов, кроме двух последних, выпускных. Точнее, одну из полутора десятков дисциплин им все же оставили — это украинский язык и литература.

Цена вопроса невелика — на организации всеукраинских соревнований по физике, химии, математике, информатике, биологии и прочим предметам удастся сэкономить около 1,5 млн грн. Энтузиасты тут же занялись поиском спонсорских средств для проведения турниров по остальным дисциплинам. В итоге уже к середине февраля к украинскому языку добавилась математика. Преподаватели физики тоже активно ищут деньги на восстановление всеукраинского конкурса для невыпускных классов, но шансов собрать нужную сумму с каждым днем меньше — учебный год подходит к концу.

О том, что значат олимпиады для школьников, а также о новых подходах к обучению, проблемах школьной программы и мотивации рассказывают руководители трех учебных заведений из рейтинга школ Фокуса.

Львовский физико-математический лицей при Львовском нацуниверситете

им. Ивана Франко

Год основания — 1991

Обучение после 7-го класса

Мы создаем собственный микрокосм, живем в мире интеллектуальных соревнований. Это стимулирует умственное развитие учеников и держит в тонусе преподавателей. И тут, конечно, не последнюю роль играют олимпиады. Меня очень расстроило, что чиновники из Министерства образования в этом году приняли поспешное решение и отказали в финансировании четвертому (то есть всеукраинскому) этапу олимпиад для 8-х и 9-х классов. Всеукраинские олимпиады сохранили в полном объеме только для выпускных классов, а как раз им, по моему опыту, эти соревнования куда менее интересны. Выпускники заняты подготовкой к внешнему независимому оцениванию (ВНО), и многие из них считают нецелесообразным тратить силы и время на олимпиады, не дающие гарантий поступления в вузы.

Михаил Муращук, заместитель директора по учебной работе Fullscreen
Михаил Муращук, заместитель директора по учебной работе

На олимпиадах Минобразования сэкономило не так уж много, цена вопроса — около 1,5 млн грн. Если дело только в деньгах, надо было сразу обратиться к общественности, мы бы собрали сколько надо. Обратили внимание на то, как скоро нашлись средства на проведение олимпиад четвертого уровня по математике для 8-х и 9-х классов?

Мои лучшие ученики сейчас работают на всех пяти континентах, даже в Австралии. Их нет только в Антарктиде. Обидно, что лицей, созданный 25 лет назад как кузница будущей интеллектуальной элиты страны, теперь, по сути, готовит кадры "на экспорт". В лицей регулярно приезжают люди из западных вузов, встречаются со школьниками, агитируют, описывают профессиональные и научные перспективы, я очень хотел бы хоть что-то этому противопоставить, но увы.

Украине нечего предложить молодым перспективным и талантливым интеллектуалам. Конечно, они могут преподавать в нашем лицее или в украинских вузах, но вы же понимаете, о каких заработках идет речь. Для фанатов вроде нас этого достаточно, а те, кого интересует благосостояние, просто уезжают.

Часто слышу, что в стране не хватает специалистов по естественным наукам. Сам я преподаю биологию и точно знаю, что недостатка в талантливых молодых людях, которые могли бы обеспечить динамичное развитие этой сферы, на самом деле нет. Реальная проблема заключается в том, что нет достойного финансирования научных программ.

Запорожский многопрофильный лицей №99

Год основания — 1987

Обучение с 1-го класса

Современные дети больше знают, но меньше думают. За 40 лет преподавательской работы я обучила не одно поколение школьников, так что мне есть с кем сравнивать нынешних ребят. У тех, кто сидел за партой 20–30 лет назад, знаний было поменьше, но мышление их было развито лучше. В наше время учителя заняты тем, чтобы преподать весь предусмотренный программой материал. Ни на что другое просто не хватает урочного времени. А ведь учитель мог бы немало поспособствовать развитию мышления ученика, и молодое поколение многое теряет от того, что этого в наше время почти не происходит.

Ольга Солдатенко, директор Fullscreen
Ольга Солдатенко, директор

Нельзя научить ребенка абсолютно всему. Бесконечное расширение учебной программы, которое мы наблюдаем в последние годы, вредит и детям, и самой системе образования. Мы буквально заливаем школьников потоками информации. И самое обидное, что этого вполне можно было бы избежать при более правильном структурировании преподаваемых знаний. Объем выучиваемого нужно уменьшить, но это должны быть именно те базовые вещи, опираясь на которые ребенок сможет в дальнейшем самостоятельно познавать мир. Какие именно знания следует считать базовыми для каждой из дисциплин, должны определить люди науки, и вообще, их нужно подключать к формированию учебных программ — насколько мне известно, этого сейчас не происходит.

Современные учебники оставляют желать лучшего. Обидно, что не без труда найденное финансирование выпуска новой учебной литературы тратится на не самый качественный продукт. Даже в новейших книгах почему-то не учтены общеизвестные особенности детской психологии. Параграфы там несуразно большие, формулировки невнятные. К примеру, в учебнике по истории даже проверочные вопросы сформулированы как-то неконкретно. Я уж не говорю о том, сколько в этих учебниках фактических ошибок.

И все-таки по сравнению с западными школами мы выглядим очень неплохо. Недавно я говорила с родителями одного из наших бывших учеников — семья переехала в США, и мальчика оформили в местную школу. Обычно дети новых эмигрантов при переезде теряют один школьный год, тот, кто должен был пойти в 9-й класс, идет в 8-й и т. д. Этого ученика, закончившего у нас 9-й класс, в США после тестирования отправили в 10-й, то есть обошлось без потери года. К тому же американских преподавателей очень удивило то, что он продемонстрировал одинаково высокий уровень знаний по очень разным дисциплинам. Так что комплексность подготовки остается сильной стороной украинских школ.

Киево-Печерский лицей №171 "Лидер"

Год основания — 1961

Обучение с 1-го класса

Знаете, какая специальность гарантирует стабильный заработок практически в любой точке мира? А наши дети знают — это программирование. Школьники знают, как формируется стоимость специалиста на современном рынке труда, и лучше чиновников Министерства образования ориентируются в том, какие специалисты потребуются обществу завтрашнего дня.

Дмитрий Кравченко, директор Fullscreen
Дмитрий Кравченко, директор

Дети вообще хорошо знают, что к чему в современном мире. Они теперь взрослеют очень рано. Смотришь на учеников начальных классов и понимаешь, что в них безо всякой промывки мозгов уже формируется устойчивая система жизненных принципов и убеждений.

У современных детей понимание патриотизма глубже, многограннее и яснее, чем у некоторых взрослых. Дети не просто испытывают патриотические чувства, а понимают, что за ними стоит и как это должно проявляться. На школьном дворе, в коридоре или в классе я вижу мальчиков и девочек в вышиванках, и это не просто мода — это демонстрация жизненной позиции.

Гуманитарные дисциплины уже не в фокусе. Если раньше большинство старшеклассников готовились стать юристами или экономистами, то теперь ориентируются на STEM. Эта английская аббревиатура расшифровывается как Science, Technology, Engineering and Mathematics — наука, технология, инженерия и математика — четыре самые востребованные современной мировой экономикой сферы деятельности. Общество эволюционирует — это глобальный процесс, сервисно ориентированная модель постепенно уступает место интеллекто-ориентированной.

В Украине образование существует в отрыве от экономики. И это ужасно. Недавно я спросил у министра образования Сергея Квита, есть ли у него концепция развития системы образования в стране, он ответил, что это очень сложный вопрос. Какие еще нужны доказательства того, что концепции нет?

Нынешнее Министерство образования, по моему глубокому убеждению, наименее успешное министерство со времен Советского Союза. То, что они делают, скорее отбивает у детей желание учиться, чем стимулирует интеллектуальную активность. Судите сами. До 2014 года призеры областных олимпиад получали дополнительные баллы в системе Внешнего независимого оценивания (ВНО), от которого зависят перспективы поступления в вуз, теперь это положение отменено. Зато те, кто посещает платные курсы при университетах и языковые курсы British Council, получают баллы. Выходит, собственным трудом и знаниями увеличить шансы на поступление теперь нельзя, зато это можно сделать, заплатив деньги за курсы.

С учителями-предметниками пора прощаться. Этот тип преподавателя, сформировавшийся в СССР, должен уйти со сцены. На смену ему придет новый тип — предметник-психолог. В общеобразовательной школе должны использоваться практики гештальт-психологии, объединения разрозненных предметов и знаний в единое целое. Учитель должен уметь применять их на уроках украинского языка, математики, физики, да и вообще, на любых уроках, включенных в школьную программу. Сам подход к процессу преподавания сейчас меняется. Старые методы никого не устраивают.