Телескоп Аресибо, передавший послание другим цивилизациям, может рухнуть

Фото: nsf.gov

Было принято решение о демонтаже зеркал и тарелки.

Согласно сообщению Национального научного фонда США, радиотелескоп Аресибо, расположенный в Пуэрто-Рико, демонтируют по причине возможного обрушения.

Такое решение было принято после того, как летом этого года на телескопе оборвался вспомогательный трос. К тросу была прикреплена инструментальная платформа весом 900 т. В результате инцидента, зеркало отражателя было повреждено — на нем появилась трещина длиной 30 м. Впоследствии работа устройства была приостановлена, и на данный момент Аресибо не наблюдает за космическими телами.

Сотрудники пытаются спасти один из старейших радиотелескопов. По их инициативе был разработан план стабилизации вспомогательной кабельной системы. Согласно этому плану, в обсерваторию должны доставить два запасных вспомогательных и два временных троса. Но 6 ноября внезапно оборвался основной трос, привело к еще большим повреждениям. Несколько независимых инженерных компаний оценили масштаб повреждений и пришли к выводу, что ремонтировать установку нет смысла — это слишком опасное занятие.

Демонтаж 305-метровой тарелки телескопа планируют провести в ближайшее время, а вот здание обсерватории сохранят. Кстати, это не первый случай, когда Аресибо сталкивался с подобными проблемами, однако тогда все было не настолько серьезно. Три года назад 29-метровая радарная антенна сломалась под натиском урагана "Мария". Были также повреждены основное и вспомогательное зеркала. Но установку удалось починить. Оказалось, что эта мера была временной.

Радиотелескоп Аресибо был сооружен в 1963 году в Пуэрто-Рико на высоте 497 м над уровнем моря. Диаметр его тарелки составляет более 100 м. Аресибо знаменит тем, что именно с него было отправлено послание другим цивилизациям, которые, возможно, существуют в районе звездного скопления М13. Сообщение содержало информацию о числах от одного до десяти в двоичной системе, атомных числах химических элементов, форме молекулы ДНК, данные о человеке, человечестве и Солнечной системе.

В 1964 году сотрудникам Аресибо удалось установить, что сидерический период вращения Меркурия равен не 88 дням, 59-ти (сидерический период — промежуток времени, в течение которого какое-либо небесное тело-спутник совершает вокруг главного тела полный оборот относительно звезд, — ред.). А еще четыре года спустя эксперты из Аресибо точно измерили периодичность пульсара в Крабовидной туманности и, сравнив ее с другими объектами, подтвердили существование нейтронных звезд. В 1990 году этот радиотелескоп определил местонахождение пульсара PSR 1257+12, у которого впоследствии обнаружили первые экзопланеты. В 2003 году американские ученые с помощью данных, собранных Аресибо, экспериментально подтвердили так называемый "эффект Ярковского", когда астероид получает дополнительное ускорение за счет появления слабого реактивного импульса по причине теплового излучения от нагревшейся днем и остывающей ночью поверхности астероида. Этот эффект объясняет, почему на практике число достигших Земли астероидов больше, чем следовало из теоретических расчетов. Эффект Ярковского дает возможность менять траекторию движения астероидов, если они будут представлять опасность для нашей планеты — для этого нужно будет покрыть поверхность астероида тонким слоем светлой краски. Это приведет к резкому усилению давления солнечного света на астероид, и, как следствие, к изменению его траектории на более безопасную в течение продолжительного времени.

Ранее стало известно, что раздувание космических пузырей в ранней Вселенной могло привести к нынешнему обилию темной материи, неуловимой субстанции, притягивающей звезды, но не излучающей света. Данная теория, описанная 9 октября в журнале "Physical Review Letters" может точно объяснить, как темная материя конденсировалась из "огненного супа" ранней Вселенной.