Мертвые зоны Земли. Большинство рек планеты станут токсичными: какие из них уже пострадали (фото)

реки, аляска, токсичные реки
Фото: National Park Service | Большинство рек Аляски окрасились в оранжевый цвет

Новое исследование показывает, что многие кристально чистые реки и ручьи по всей Аляске окрасились в цвет молочно-апельсинового сока. Та же участь ждет и другие.

В результате климатического кризиса Земли на планету уже обрушились невероятные волны тепла и засухи, водные запасы планеты оказались под угрозой, а популяция пресноводных мигрирующих рыб сократилась на более чем 80%, пишет Daily Mail.

В новом исследовании ученые обнаружили причину того, почему многие некогда кристально чистые реки и ручьи Аляски окрасились в цвета молочно-апельсинового сока. Команда пришла к выводу, что таяние вечной мерзлоты на Аляске в результате потепления планеты превратило реки штата в оранжевые, подкисленные "мертвые зоны".

В результате оттаивания давно замороженной минеральной руды высвобождаются оксиды железа, или ржавчина, а также серная кислота. Все это делает некогда чистую воду токсичной — в результате растительность в ней чернеет, а рыба вымирает.

По словам соавтора нового исследования, геохимика из Калифорнийского университета доктора Тимоти Лайонса, опасность заключается в том, что подобные "мертвые зоны" могут появиться в любом месте, где оттаивает вечная мерзлота — то есть на 2,3 миллиарда гектаров северного полушария Земли.

аляска река окисление Fullscreen
Задокументированы 75 ручьев или притоков и 41 речное водно-болотное угодье, заметно поврежденное оранжевым закислением
Фото: National Park Service

Ученые предупреждают, что токсичные реки угрожают всему живому в реках, а также здоровью и средствам существования местных сообществ, зависящих от этих рек. По словам доктора Лайонса, теоретически это может произойти буквально везде, где есть такие породы — причем, эти камни не уникальные, а известны нам как сланцы. Они содержат такие минералы, как пирит и сульфат железа, способные окисляться — их не так уж много в рудных месторождениях, однако в масштабах сланцев — они буквально повсюду.

Отметим, что вечная мерзлота Аляски представляет собой обширные подземные участки земли, покрытой льдом, которые оставались замороженными десятки, а порой и сотни тысяч лет. Таяние вечной мерзлоты, по сути, активирует вековые бактерии и выпускает давно неактивные минералы в реки.

Доктор Лайонс отмечает, что таяние также высвобождает ацидофилы — микробы, способные жить в условиях чрезвычайно низкого pH и играющие важную роль в окислении железа и серы, в результате чего генерируются кислоты.

аляска реки карта Fullscreen
ад картой исследования, отмеченной оранжевым цветом задокументированные места
Фото: Communications Earth & Environment

В своей работе ученые использовали полевые отчеты и изображения высокого разрешения со спутников. В результате им удалось зафиксировать, что 75 ручьев и 41 речное водно-болотное угодье Аляски стали оранжевыми в результате подкисления. Результаты указывают на то, что размер ущерба уже составил около 1000 километров.

Проблема глобального потепления Земли затронула не только Аляску. В других местах на просторах вечной мерзлоты в сибирской тундре ученые обнаружили газообразные "метановые бомбы", древние вирусы и токсичную ртуть — все это вырывается наружу, после долгих лет заточения в замерзшей земле.

Исследователи признают, что у них пока нет эффективной стратегии борьбы с таянием вечной мерзлоты, однако признают, что дальнейшие исследования и шаги по предотвращению этого процесса необходимо разработать в ближайшее время.

Ранее Фокус писал о том, что нечто на Земле предупреждает о начале внезапной засухи: кто посылает сигналы, видимые из космоса.