Гигантская бочка в космосе. Обнаружен самый большой планетообразующий диск в истории (фото)

космос, протопланетный диск, планетообразующий диск
Фото: NASA | Иллюстрация протопланетного диска

Исследователи обнаружили, что примерно в 1000 световых годах от нашей планеты находится космическая структура, напоминающая гигантскую бочку.

Астроном Военно-морской обсерватории США Киприан Бергеа впервые наблюдал космическую структуру, известную как IRAS 23077+6707 (IRAS 23077), в 2016 году с помощью панорамного обзорного телескопа и системы быстрого реагирования. К удивлению ученых, эта загадочная структура в космосе оставалась неизменной в течение многих лет, что заставило астрономов задаться вопросом, чем на самом деле может быть IRAS 23077, пишет Science Alert.

Недавно две международные команды астрономов провели наблюдения с использованием сублимированной решетки Смитсоновской астрофизической обсерватории (SAO) на Гавайях, пытаясь пролить свет на загадочную структуру. В результате команды обнаружили, что IRAS 23077 на самом деле является молодой звездой, окруженной массивным протопланетным диском обломков. Любопытно, что планетообразующий диск оказался самым большим из всех, что нам когда-либо доводилось видеть. Авторы исследования отмечают, что их результаты предлагают новое понимание формирования планет и окружающей среды, в которой оно происходит.

Первое исследование возглавил Бергеа. Результаты их с коллегами работы свидетельствуют о том, что IRAS 23077 — молодая звезда, расположенная в центре того, что выглядит как огромный планетообразующий диск. Второе исследование возглавила постдокторант Кристина Монш. Их с коллегами работа, по сути, является подтверждением открытия этого протопланетного диска.

космос протопланетный диск Fullscreen
В центре этого составного изображения изображен IRAS 23077
Фото: AO/ASIAA/SMA/K. Monsch et al./ Pan-STARRS

Протопланетные диски — по сути, представляют собой планетарные питомники, состоящие из газа и пыли, оседающих вокруг недавно образованных звезд. Со временем эти диск трансформируются в кольца, поскольку материал объединяется в протопланеты на определенных орбитах, где они в конечном итоге становятся каменистыми планетами, газовыми гигантами или ледяными телами.

Астрономы используют подобные диски для ограничения размера и массы молодых звезд, так как последние вращаются по определенной схеме. Увы, по словам астрономов, получение точных наблюдений за протопланетными дисками порой затруднено из-за того, как они ориентированы относительно нашей планеты.

Например, некоторые из подобных дисков видны земным наблюдателям "лицом", например, IRAS 23077, тогда как другие видны лишь "с ребра", то есть диск затенен светом, исходящим от родительской звезды. Тем не менее следы пыли и газа на этих дисках все еще яркие на миллиметровых волнах.

структура IRAS 23077 Fullscreen
На вставке к этому изображению представлены убедительные доказательства того, что IRAS 23077 содержит диск, образующий планеты
Фото: AO/ASIAA/SMA/K. Monsch et al./ Pan-STARRS

Обе команды ученых наблюдали за IRAS 23077, используя мощность своих обсерваторий, и виденное весьма удивило астрономов. По словам Кристины Монш, они узнали о существовании возможного планетообразующего диска из статьи команды Бергеа, а затем решили понаблюдать за ним, чтобы понять его физическую природу. То, что команда обнаружила, весьма удивило ученых — пред ними предстали доказательства того, что это была самый большой протопланетный диск, богатый невероятным количеством пыли и газа, которые являются строительными блоками планет.

Данные также указывают на то, что этот диск вращается вокруг звезды, вероятно, в 2-4 раза более массивной чем наше Солнце. Астрономы также взвесили пыль и газ в этом планетарном питомнике и обнаружили, что здесь достаточно материала для формирования многих планет-гигантов.

Отметим, что после наблюдения IRAS 23077, Бергеа предложил назвать самый большой известный нам протопланетный диск "Чивито Дракулы". Авторы исследований отмечают, что их открытие поднимает сразу несколько важных вопросов. Во-первых, сколько еще подобных структур в космосе мы могли упустить. Во-вторых, сколько еще существует путей формирования планет в этих экстремально молодых средах.

Ранее Фокус писал о том, что гигантская звезда из ранней Вселенной взорвалась не так, как предполагают теории.