Заставило мыслить по-новому: ученых удивили результаты анализа ДНК жителей Суахили

суахили, Африка, культура, ДНК, персы, побережье, женщины, мужчины, люди, исследования, анализ, ученые, история
Фото: Википедия

Происхождение жителей побережья Суахили до недавнего времени оставалось неисследованным. Теперь, благодаря анализу ДНК, ученые узнали, как именно возник этот народ.

В Средневековье побережье Суахили в Восточной Африке было домом для большой культуры, в отличие от европейских средневековых сцен, которые обычно изображают на картинах. Недавнее исследование раскрыло сложное взаимодействие между местными африканскими традициями и иностранными влияниями, пишет IFLScience.

"Полученные результаты были очень невероятными, — заявил Джеффри Флейшер, профессор антропологии из Университета Райса и старший автор исследования. — В начале второго тысячелетия африканские торговцы формировали различные союзы с персидскими купцами, вероятно, через браки и создание родственных связей".

Десятилетиями ученые дискутировали о степени иностранного влияния на культуру суахили, которое усиливалось более чем 500-летней колонизацией региона. Это привело к противоречивым интерпретациям, как отмечает Дэвид Райх, профессор генетики и эволюционной биологии человека в Гарвардском университете.

"История происхождения суахили была почти полностью сформирована людьми, которые не являются суахили", — комментирует Райх, подчеркивая сложную историю, что повлияла на современные взгляды.

Сначала многие считали, что цивилизация суахили, известная своими мечетями, выложенными коралловыми камнями, и многокультурными городами, была результатом деятельности иностранных правящих классов.

Однако последние исследования показывают, что местная культура была преимущественно самобытной, а иностранные влияния на протяжении веков играли поверхностную роль. Местные устные предания рассказывают другую историю, утверждая, что персидские князья приплыли в Восточную Африку, женились на местных женщинах и основали влиятельные общины.

Чтобы решить эти противоречивые нарративы, исследователи провели крупнейший в истории анализ древней ДНК в Африке, включая первую древнюю ДНК из цивилизации суахили. Исследовательская группа сравнила древнюю ДНК, датированную 1300-1900 годами н. э., с геномными последовательностями почти 100 современных носителей суахили и лиц из Восточной Африки и Евразии. Результаты подтвердили, что традиционные истории в значительной степени соответствуют действительности.

"Результаты дают однозначные доказательства того, что культурное смешение на побережье Восточной Африки продолжается уже более тысячелетия", — сказал Райх.

Исследование показало, что значительная часть ДНК древних скелетов происходит из Азии, в частности Персии, тогда как митохондриальная ДНК указывает на африканское происхождение по материнской линии. Это свидетельствует о том, что персидские мужчины женились на африканских женщинах, интегрируясь в общество суахили.

Вопреки представлениям об эксплуатации и перемещении, Райх отметил, что это культурное смешение не стерло африканские традиции. Наоборот, культура суахили вобрала в себя иностранные влияния, сохраняя одновременно свою африканскую идентичность.

"Археологические раскопки обнаружили африканские основы общества суахили, демонстрируя глубокие исторические корни и африканское происхождение прибрежной архитектуры и материальной культуры, а не персидское вдохновение", — пояснил Флейшер.

Возле Терракотовой армии раскопали 16-тонную могилу: она может принадлежать сыну императора Китая

Это исследование знаменует собой значительный прогресс в африканской археогенетике. Чапуруха Кусимба, соавтор исследования и профессор антропологии в Университете Южной Флориды, назвал его смелым шагом.

"Избрание генетического пути для поиска ответов потребовало мужества, — сказал Кусимба. — Мы открыли дверь, за которой лежат ответы, заставляющие нас мыслить по-новому".

Ранее Фокус писал о том, для кого сооружали самые большие курганы. Благодаря исследованию этого вопроса, ученые хотят узнать, как именно появилось социальное неравенство.

Также мы рассказывали о найденном во Франции массовом захоронении лошадей. Ученые обнаружили девять больших могил с останками животных возрастом 2 тысячи лет.