Самый важный момент сна: ученые рассказали, как уберечь мозг от развития деменции

женщина, кровать, сон
Фото: Freepik | В среднем люди проводят во сне около целой трети своей жизни

Сон является важнейшим элементом нашего функционирования на всех уровнях. Недавно ученые выяснили, что при дефиците важнейшего его этапа наш мозг рискует необратимо измениться.

С возрастом риск развития деменции увеличивается, особенно если люди не получают достаточного количества определенного этапа сна, выяснили ученые. У людей старше 60 лет, которые ежегодно теряют всего 1 процент этого сна, вероятность развития деменции возрастает на целых 27 процентов, заявили они, пишет ScienceAlert.

Медленноволновой сон или медленный сон — это наиболее спокойная стадия цикла сна, имеющая решающее значение для физического и когнитивного здоровья. В этой научной работе, опубликованной в журнале JAMA Neurology и проведенной под руководством Мэтью Пасе из Университета Монаша, Австралия, приняли участие 346 человек из Фрамингтонского исследования сердца, которые проходили исследования сна в конце 1990-х — начале 2000-х годов и наблюдались вплоть до 2018 года. Результаты показали, что снижение уровня медленного сна связано с более высокой вероятностью развития деменции, в том числе с 32-процентным увеличением риска непосредственного развития болезни Альцгеймера.

Главное — продолжать бороться. Здоровый образ жизни может укрепить мозг даже у больных деменцией

Сон подразделяется на два основных типа: сон без быстрых движений глаз (NREM) и сон с быстрыми движениями глаз (REM). NREM-сон состоит из трех стадий, каждая из которых глубже предыдущей. Он необходим для физического восстановления и консолидации памяти. REM-сон, во время которого снятся сны, имеет решающее значение для когнитивных функций, таких как обучение и регулирование настроения. Это может обеспокоить тех, кто постоянно спешит жить, но в среднем люди проводят во сне около целой трети своей жизни. Дельфины вовсе спят одним полушарием мозга, чтобы сохранять сознание для дыхания и наблюдения за хищниками.

"Медленноволновой сон поддерживает стареющий мозг во многих отношениях, и мы знаем, что сон способствует выведению метаболических отходов из мозга, в том числе облегчает выведение белков, которые накапливаются при болезни Альцгеймера", — сказал Пасе.

Полученные данные позволили ученым рассмотреть приоритет качественного сна в качестве профилактической меры против деменции. Сон необходим нам для многих процессов, от укрепления мышц и костей, иммунной функции до стабилизации когнитивных процессов. Кроме того, улучшение качества сна может быть особенно полезно для людей с генетическим риском развития болезни Альцгеймера, например, носителей гена APOE ε4.

Для улучшения медленноволновой стадии сна ученые рекомендуют соблюдать регулярный режим ночного отдыха, создавать благоприятные условия для него и стараться бороться со стрессом, который является известным нарушителем нашего ночного покоя.

Ранее Фокус писал о таинственной связи болезни Альцгеймера и артрита. Найдя потенциальную причину развития болезни Альцгеймера, ученые обнаружили, что зловещий организм также способствует развитию артрита, атеросклероза и диабета второго типа.

Также Фокус писал о том, что древние гены человечества виновны в распространенности болезни Альцгеймера. Новая база данных древних людей раскрыла детали возникновения предрасположенности современного человека ко многим заболеваниям. Ее корни уходят на 34000 лет в прошлое.