Воссоздали методы неандертальцев: ученые узнали, почему так мало свидетельств о питании наших предков

археологи, археология, исследования, пластины, кремень, птицы, жарка, мясо, повреждения, кости, неандертальцы, еда, питание, эксперимент, птица, выживание, добыча, порез, кости, инструменты
Фото: Mariana Nabais

Питание неандертальцев трудно исследовать, поскольку до наших времен сохранилось мало физических свидетельств той эпохи. Ученые нашли ответ и узнали, почему так произошло, благодаря эксперименту.

Точно определить, что именно входило в рацион неандертальцев, довольно сложно, особенно учитывая то, что мелкие животные, такие как птицы, редко оставляют значительные археологические доказательства. Чтобы исследовать это, исследователи недавно приготовили современных птиц, используя инструменты и методы, которые, как полагают, были доступны неандертальцам, пишет Popular Science.

"Использование кремневых пластин для обработки мяса требовало значительной точности и усилий, которые мы не полностью оценили до этого эксперимента, — отметила Марианна Набайс, соавтор исследования и археолог из Института палеоэкологии человека и социального развития в Испании. — Пластины оказались острее, чем мы сначала думали, что требовало осторожного обращения с ними, чтобы сделать точные разрезы, не травмируя собственные пальцы. Эти практические эксперименты показали практические вызовы, связанные с переработкой и приготовлением пищи неандертальцами, обеспечивая ощутимую связь с их повседневной жизнью и стратегиями выживания".

Команда создала экспериментальную базу данных, собрав пять диких птиц, умерших естественной смертью в Центре экологии, реабилитации и надзора за дикими животными в Гувее, Португалия. Они отобрали двух ворон, двух голубей и лесного голубя, которые похожи на виды, что могли потреблять неандертальцы. Методы приготовления выбрали на основе археологических свидетельств и этнографических данных.

Каждая птица была ощипана вручную. Одного голубя с ошейником и одну ворону разделывали сырыми с помощью кремневых пластин, а остальных трех перед этим обжаривали на раскаленных углях. Последний способ оказался для исследователей более простым.

"Жарка птиц на углях требовала поддержания постоянной температуры и тщательного контроля продолжительности приготовления, чтобы избежать пережаривания мяса, — пояснила Набаис. — Предварительное обезжиривание птиц сделало процесс жарки более быстрым, чем ожидалось. На самом деле мы потратили больше времени на подготовку углей, чем на само приготовление, которое заняло менее десяти минут".

После очистки и сушки костей команда исследовала их под микроскопом на наличие порезов, переломов и ожогов. Они также осмотрели кремневые пластины на наличие следов износа от разрубания и обнаружили небольшие повреждения в форме полумесяца на кромке инструмента. Разрезы, которые использовались для удаления мяса, не оставляли следов на костях, но те, что были направлены на сухожилия, оставляли следы, схожие с найденными на останках птиц на археологических раскопках.

Кости жареных птиц были более хрупкими, а некоторые полностью разбиты. Большинство из них имели черные или коричневые ожоги, свидетельствующие о контролируемом тепловом воздействии, и указывают на то, что внутреннее содержимое также сгорело.

Эти свидетельства демонстрируют то, как неандертальцы могли готовить пищу, а также проблемы с сохранением таких доказательств в археологических источниках. Хотя обжаривание облегчало доступ к мясу, оно также делало кости более хрупкими, уменьшая вероятность их сохранности.

Будущие исследования, направленные на лучшее понимание рациона неандертальцев, могут включать более широкий спектр видов добычи и изучение переработки птиц для непищевого использования, например, перьев или когтей.

Похожие на современные многоэтажки: чем на самом деле являются тысячелетние сооружения гор Саудовской Аравии (фото)

"Размер выборки относительно небольшой, она состоит только из пяти образцов птиц, что может не полностью отражать разнообразие видов птиц, которые могли использовать неандертальцы, — отмечает Набаис. — Более того, экспериментальные условия, хотя и тщательно контролируются, не могут полностью воспроизвести точный экологический и культурный контекст жизни неандертальцев. Для расширения этих результатов необходимы дальнейшие исследования с большими выборками, разнообразными видами и более разнообразными экспериментальными условиями".

Ранее Фокус писал об одном из последних в мире святилище таинственного божества, которое раскопали археологи.

А также мы рассказывали о клинописной табличке с неожиданными записями. Находка стала еще интереснее, когда ученые перевели написанный на ней текст.